Россияне не видят нашего вклада

Бурный рост у России еще впереди, убежден Инге Тулин: каждая экономика проходит пять стадий развития, Россия сейчас находится всего на второй
С. Портер/ Ведомости

1979

пришел в 3М в Швеции маркетологом

1995

стал управляющим директором 3М в России

1997

продолжил карьеру в подразделении здоровья кожи, затем был вице-президентом по Европе и Ближнему Востоку 3М

2003

исполнительный вице-президент по международным операциям 3М

2011

исполнительный вице-президент и главный операционный директор 3М

2012

24 февраля стал президентом и гендиректором 3M

Золотые брекеты

В октябре 3М представила свою разработку для исправления прикуса - брекет-систему Incognito. Она изготовлена из золотосодержащего сплава. Но демонстративное потребление тут ни при чем: брекеты крепятся к внутренней поверхности зубов и практически незаметны для окружающих. Применение золота в компании оправдывают тем, что сплав не окисляется, тогда как брекеты из недрагоценных металлов со временем теряют гладкость и могут деформироваться в области паза. Стоит курс такого лечения от 250 000 руб. за курс 1,5-2 года.

Что изобрела 3М

Ричард Дрю испытывал наждачную бумагу 3М в автомобильном цехе и увидел, как мучаются рабочие, когда нужно покрасить автомобиль в два цвета. Так в 1925 г. появилась первая в мире малярная клейкая лента, а позже - скотч. В 1940-х гг. 3М изобрела световозвращающие материалы на основе микроскопических стеклянных шариков. Эта технология используется и поныне. Изобретатель 3М Генри Хельцер лил расплавленное стекло с высоты шестиэтажного дома, а потом бежал вниз собирать мелкие частицы стекла. В 1969 г. 3М получила «Оскара» за разработку проекционного экрана с помощью световозвращающей технологии, а в 1985 г. - еще одного «Оскара» за разработку магнитной пленки для звукозаписи. В 1956 г. 13-летняя дочь спросила Ларса Боргстрема, почему лекарство против астмы нельзя сделать в виде аэрозоля, как лак для волос. В итоге появился дозированный ингалятор. Услышав жалобы заядлого лошадника, что его конь получил травму на плохой беговой дорожке, изобретатели 3М сделали похожий на траву амортизирующий и прочный материал. Искусственный газон для стадионов впервые использовался в 1968 г. на Олимпийских играх в Мексике, а позже и на Олимпиаде-80 в Москве.

Как изменилась 3M

Вместо шести основных департаментов в 3М стало пять бизнес-групп. Группы «Здравоохранение» (оборот - $5,1 млрд) и «Потребительские товары» (оборот - $4,4 млрд) не изменились по сравнению с прежними департаментами. Группа «Материалы для промышленности» (оборот - $9,9 млрд) лишилась отдела возобновляемых источников энергии. Этот отдел передан в группу «Электроника и энергетика» (оборот - $5,5 млрд). А вот эта группа, как и «Безопасность и графика» (оборот - $5,5 млрд), претерпела большие изменения. Между ними перетасованы отделы, и каждой отошла часть шестого, упраздненного департамента «Системы визуальной коммуникации». Наконец, возник новый отдел - «Нефть и газ» (в группе «Безопасность и графика»). 3М и раньше занималась этим сектором, но в рамках так называемых «рыночных инициатив» вместе с другими направлениями.

ЗМ Company

Международная производственная корпорация. Акционеры (данные Bloomberg): почти 100% акций в свободном обращении, крупнейшие инвесторы - State Street (7,58%), Blackrock (6%), Vanguard Group (5,38%). Капитализация (22 октября 2013 г.) - $84,6 млрд. Финансовые показатели (первое полугодие 2013 г.): выручка - $15,4 млрд, чистая прибыль - $2,3 млрд. Основана в 1902 г. в США как горнодобывающая компания, но вскоре переквалифицировалась на производство наждачной бумаги. Выпускает инновационную продукцию для различных областей промышленности, транспорта, здравоохранения, телекоммуникаций, энергосбережения, безопасности и других рынков, всего - более 50 000 наименований товаров. Представительства открыты более чем в 70 странах мира. В России работает с 1991 г.

В рейтинге 2000 крупнейших публичных компаний мира по версии Forbes 3М занимает 193-ю строчку и занимает верхние места в рейтинге компаний с самыми большими затратами на НИОКР (см. стр. 20). Но мало кто слышал об этой компании, жалуется Инге Тулин, хотя каждый день любой человек сталкивается - и не раз - с ее продукцией или с предметами, в изготовлении которых задействованы технологии и оборудование 3М. Увы, людям мало интересно, из чьих комплектующих сделан их холодильник или автомобиль, кто придумал скотч, светоотражающие полосы для одежды или цветной копировальный аппарат.

Инге Тулин возглавил компанию в прошлом году и не намерен менять курс своих предшественников. 3М делает ставку на постоянные инновации. В 1981 г. был издан приказ, что 25% прибыли компания должна получать от продуктов, которых не было еще пять лет назад. Сейчас доходы от новых продуктов составляют треть оборота, через два года их должно быть 40%, а «срок давности» сокращен до четырех лет. Только в России действуют три исследовательские лаборатории 3М. Но, не тронув цели, за год Тулин перекроил структуру компании, оставив вместо шести основных структурных подразделений пять и создав несколько новых отделов. Он объясняет эти перестановки просто: так можно ускорить появление новых изобретений.

С 2011 г. оборот 3М в России вырос с $300 млн до $350 млн, что не так много в масштабах всей компании. Но Тулин убежден, что бурный рост у России еще впереди. Каждая экономика проходит пять стадий развития, убеждает Тулин, Россия сейчас находится всего на второй. Зато уже сейчас можно предсказать, в какой сфере будет следующий резкий скачок развития. В 2008 г. 3М открыла первый завод в Волоколамске. Его основная продукция - респираторы, средства для ухода за домом, антикоррозионные покрытия, применяемые главным образом в нефтегазовой сфере. В 2014 г. начнет работу второй завод в особой экономической зоне «Алабуга» (Татарстан), который будет выпускать антикоррозионные материалы, клейкие ленты, абразивные материалы, стеклянные полые микросферы, снижающие плотность буровых растворов и цементов, использующихся при добыче нефти и газа, и ряд другой продукции.

- Вы работали в России с 1995 по 1997 г. Можете вспомнить, какой она была?

- Страна была на очень ранней стадии развития, в эмбриональном состоянии, и пыталась понять, что такое свободный рынок. Это было очень интересное время. Я многому научился в России и многому научил других.

- С тех пор вы не раз были в России. Каковы впечатления?

- Прежде всего - невероятная эволюция. И по-прежнему фантастические возможности во многих секторах экономики. Мало кто понимает, какое ускорение российской экономике предстоит в будущем. Здесь очень большой внутренний рынок и многое нуждается в улучшении.

Любая экономика проходит одинаковые ступени развития. Эволюция начинается с инфраструктурного рывка, потом делает рывок производство, следующий рывок связан с ужесточением стандартов безопасности производства. Затем активно развивается ритейл и, наконец, здравоохранение. Так происходит везде, от Германии и США до Азербайджана и Казахстана.

Так что первым делом [тому, кто думает о развитии экономики] следует наладить инфраструктуру, а потом уже браться за промышленность. Например, Индии стоит сейчас сосредоточиться на инфраструктуре. А вот в России она уже сложилась и бурно развивается промышленность, хотя здесь еще много возможностей для роста. Остальные три ступени ожидают Россию в будущем. ВВП страны по паритету покупательной способности - более $3 млрд (данные Всемирного банка за 2012 г. - «Ведомости»). Покупательной способности россиян назад дороги нет - она может двигаться только в сторону увеличения. Вопрос лишь во времени, которое потребуется. Через 25-50 лет Россия будет крайне значимой для любого бизнеса страной.

- Ваш предшественник Джордж Бакли рассчитывал, что продажи в России несколько лет подряд будут расти на 25% в год. Удается выдерживать темп?

- Удается держать 20%, но нужно понимать, что с тех пор масштабы нашего бизнеса в России выросли.

- Какой оборот в России?

- В этом году $350 млн. Это 30% оборота в Центрально-Восточной Европе, но не так много, если сравнивать с потенциалом страны. В общем обороте 3М Россия занимает около 1%. Однако развивающиеся экономики - важная часть бизнеса. Здесь мы ожидаем в ближайшие годы мощный рост. В 2003 г. на развивающиеся страны приходился 21% оборота компании. Сегодня - 34%. Мы считаем, что в следующие пять лет их вклад в оборот компании вырастет до 40-45%.

В России сейчас есть два локомотива роста: технические преобразования и демография. Я имею в виду, что все больше людей можно отнести к среднему классу.

На ход технического развития наша компания может влиять непосредственно. Во-первых, увеличивая производительность труда с помощью наших изобретений вроде новых шлифовочных материалов. Во-вторых, улучшая наши комплектующие, поставляемые разным производителям.

Большинство потребителей не видят нашего вклада. Вряд ли кого-то интересует, на чьем оборудовании произведен товар. Более того, вы открываете холодильник и думаете, что он целиком сделан Samsung или Electrolux. А на самом деле блок освещения, например, разработан и изготовлен 3М. Наша продукция есть в каждом доме!

- Пока что основной ваш потребитель в России - нефтегазовые компании?

- В России сегодня 90% нашего бизнеса - поставки В2В, продажи в нефтегазовую отрасль занимают 15% от всего оборота компании .

- А кроме нефтегазовой, в какие еще отрасли вы верите?

- Промышленные предприятия занимают важное место в нашем бизнесе.

- Промышленность - это растяжимое понятие.

- Возьмем автомобилестроение. У вас была машина под названием Lada. И она до сих пор выпускается, пусть в Москве я их не так часто видел. И это неплохая машина, которая может стать еще лучше. Например, недавно наши специалисты с помощью современных технологий для автомобильной промышленности создали уникальную демонстрационную модель автомобиля Lada Priora. Всего было применено более двух десятков технологических решений компании, начиная от дизайнерских находок и технологий, помогающих снизить себестоимость производства, и заканчивая изобретениями, призванными снизить стоимость владения автомобилем для покупателя. Речь идет об увеличении коррозионной стойкости кузова, изменении интерьера и экстерьера машины с помощью пленок, имитирующих различные поверхности и внешним видом, и тактильными свойствами, улучшении шумо- и теплоизоляции, применении линзы равномерного света, позволяющей использовать минимальное количество светодиодов в задних фонарях.

- Руководители многих западных компаний, когда разговор заходит о перспективных отраслях России, сначала упоминают нефтегазовую сферу, потом автомобилестроение, а потом сбиваются и замолкают. Так какие еще отрасли интересны вам?

- Это я у вас спрошу - что еще есть в России, по-вашему, кроме нефтяной, газовой отрасли и автомобилестроения? Что третье? Недавно на одной встрече я излучал оптимизм по поводу России, а другие иностранцы его не разделяли. Они твердили, что кроме нефти и газа у России ничего нет. И вот вы мне это подтверждаете. Вы действительно верите, что российская экономика зиждется на нефти, газе и еще немного на автомобилестроении?

- Хорошими темпами развивается ритейл, отлично растут продажи гаджетов...

- Я не считаю потребительскую электронику серьезным бизнесом в России. Ей далеко до азиатских масштабов. С точки зрения 3М, у вас есть серьезный и все растущий рынок очистки воды - в первую очередь для индустрии, во вторую - для населения. Хорошие перспективы у оборудования для безопасности труда, например респираторов. Если помните, после рывка в промышленности начинает бурно развиваться рынок, связанный с безопасностью и экологичностью. Думаю, в России нормативы в этой области еще больше ужесточатся. Затем будет рывок в здравоохранении. Уже сейчас стоматология, например, очень интересный бизнес в России. А вот рынок оборудования для больниц пока еще менее развит.

- В России действуют уже три исследовательские лаборатории 3М. Над чем они работают?

- В России уже зарегистрировано пять патентов. Первый получен на новую аппликационную технологию монтажа флексографских клише. Произошло это в прошлом году. Технология позволяет клиентам существенно повысить качество печати и снизить затраты за счет того, что печатную машину можно быстрее настроить на новый тираж, а заодно и снизить процент брака.

Еще два патента компания зарегистрировала в сфере телекоммуникаций. Один - кабельный ввод, предназначенный для использования с армированным кабелем, другой - крючок для оптического кабеля. Наконец, четвертый и пятый патенты - в области дорожной безопасности (дорожный знак с внутренней подсветкой и определенный тип световозвращателя). Недавно нами были поданы две новые заявки, еще несколько заявок находится в работе, всего к концу года мы ожидаем от 8 до 10 патентов. В основном лаборатории работают над средствами индивидуальной защиты, продукцией для авторемонта, антикоррозионными покрытиями. Каждый год 3М в мире регистрирует более 3000 патентов, а всего их 40 500.

- Зачем в России открывать исследовательские центры, если их уже полно в ближайшем зарубежье?

- Нам важно производить продукт, который соответствует рынку. Европа и тем более США слишком далеки, чтобы вести там разработки для России. Мы по опыту знаем, что, когда производство и исследования соединены в одно целое, результат получается куда лучше. Хотя бы потому, что мы быстрее можем реагировать на новые запросы рынка.

- Возникнут ли в скором времени новые исследовательские лаборатории в России или же достаточно и трех?

- Я ожидаю, что в России будут открыты и другие лаборатории в таких областях, как медицина и нефтегазовая сфера, в пятилетней перспективе.

- Почему второй завод компании строится именно в «Алабуге»?

- Это одна из самых развитых особых экономических зон (ОЭЗ) в России. Там есть развитая инфраструктура, таможенные и налоговые преимущества, тогда как в одной из российских ОЭЗ нашим сотрудникам показали чуть ли не девственный лес как место под будущий завод. Кроме того, руководство Татарстана готово оказать всестороннюю поддержку и содействие.

- Возглавив компанию, вы провели структурную реформу (см. врез). В чем ее смысл?

- Смысл в том, чтобы улучшить связь между запросами рынка и нашим производством. Например, часто разные направления электроники и энергетики были приписаны к разным департаментам и подразделениям. Не получалось ни оперативно реагировать на запросы рынка, ни создать единую стратегию для каждой отрасли. У каждого появились свои исследовательские лаборатории и принадлежащие только им производственные мощности.

Нефть, газ и горнодобывающая промышленность раньше были отдельными мелкими подразделениями, теперь - единое целое. То же самое касается еще двух направлений - аэрокосмического и оборонной промышленности. В них собраны все относящиеся к ним структуры, каждому отделу приданы собственные НИОКР и производственные мощности.

- Какие новые продукты выпустила 3М в последнее время? Я спрашиваю о товарах, интересных всем и каждому, а не узким отраслевым специалистам.

- Например, пленки для фасадного остекления, которые абсолютно прозрачны, не искажают цвета и задерживают до 97% теплового инфракрасного излучения. Так что летом можно, не зашторивая окна, снизить температуру в помещении на пять градусов и более и сэкономить электроэнергию: нагрузка на кондиционеры падает до 60%. Пленка состоит из 200 с лишним слоев, каждый поглощает свой спектр освещения.

Еще одна новинка - светодиодные лампы со сроком службы 20 лет. В этом году они получили золотую премию Томаса Эдисона.

- А еще?

- Когда-то 3М изобрела стикеры Post-it, которые можно приклеить на холодильник, компьютер... А сейчас владельцы iPhone могут превратить листок Post-it в цифровую заметку и автоматически рассортировать их - например, в зависимости от цвета листка.

А в российской лаборатории разрабатывается особый вид респиратора для атомной промышленности. С одной стороны, он должен давать высочайшую степень защиты. С другой - стоить очень дешево: ведь когда сотрудник выходит из зараженной зоны, он должен тут же его утилизировать.

Но я предпочитаю говорить об общих направлениях нашей деятельности, а не об отдельных продуктах. С точки зрения будущего последнее не очень интересно.

- Зачем вы в этом году приезжали в Россию?

- Я пытаюсь посещать Россию минимум раз в год. Я верю в Россию, хочу лично наблюдать, что здесь происходит, и быть уверенным, что российское подразделение получает все ресурсы, в которых нуждается. Ну и, конечно, я люблю Россию.