Производство: «Рынок у нас неплохой»


Реплика

Анатолий Артамонов: Я согласен, что расселение людей, когда они живут за городом, а работают в городе, подогревает рынок автомобильный, но нельзя не видеть, что этой же тенденции следуем и мы тоже в России. И не случайно доля малоэтажного строительства жилищного в общем объеме жилищного строительства, например, в нашей Калужской области на сегодняшний день уже составляет 60%, если раньше она была 10-15%. И это все те люди, которые вынуждены каждый день пользоваться автомобилями. Так что я не согласен с той мрачной картиной, которую вы нарисовали. И второе. Я вспомнил разговор, я не думаю, что он будет на меня в обиде, был у меня президент компании Mitsubishi Motors, и мы с ним ужинали, и он сказал: «Я живу...» Я говорю: «Где ты живешь, какие у тебя жилищные условия?» Он говорит: «Я живу в трехкомнатной квартире». Но один из дилеров, у которых я только что недавно был в гостях на Ближнем Востоке, живет... Какая-то у него крепость, непонятно, что там, и тех же самых девушек много, и все остальное. Я думаю, что может быть самое худшее в этом случае - что дилерам придется привыкать жить в трехкомнатных квартирах. Но это не такая уж большая беда.

Всегда очень полезно и познавательно приезжать в Калугу - небо и земля между другими аналогичными проектами. Я в восторге на самом деле от деятельности администрации местной, губернатора, кластер - супер. С моей стороны это не обычные слова добрые и лесть принимающей стороне, где мы в гостях: совершенно спокойно могу сказать, что такие кластеры, как «Автотор», «Иж-авто», Таганрог, не имеют права на существование, на мой взгляд, садятся в последний вагон.

В прошлом году мы были на финальных конференциях по году, где высказывались различные планы на этот год. Все основные бренды присутствовали. Представитель каждого говорил: в будущем году мы планируем расти +10%, +15%, +25%. Что вы думаете про рынок в следующем году? Мы думаем, что он будет в районе нуля в лучшем случае. За счет чего вы собираетесь расти на 15-25%, если рынок будет в районе нуля? Будем конкурировать. У всех производителей было вот такое видение. И я не понимаю истерии, которая сейчас творится, по поводу того, что у нас все плохо, мы сильно падаем и прочее. Ничего такого нет. Планы были заранее нереалистично сверстаны! Каждый планирует забрать долю рынка у другого, но только сильные игроки способны это сделать. Поэтому, коллеги, не смотрите на минус, очень здорово, что здесь запускают новые производства, расширяют мощности, потому что на самом деле рынок-то у нас не плохой, в районе 2,5-2,7 млн, это очень хорошие цифры. В прошлом году я давал комментарии, что рынок в 2013 г. будет -7%. Сейчас -6% - думаю, что в этих диапазонах мы и будем держаться. Те, кто планировал 10-15%, ну немножко расстроены, но пересматривают планы.

Количество автомобилей на тысячу человек - параметр, о котором говорил Сергей Целиков. Полностью с ним согласен - он не для России. Я понимаю, что аналитикам нужно показать рост, перспективы, что надо как-то зарабатывать деньги, в том числе и консультантам, но не хотеть сильно расстраивать своих партнеров и в результате потом не получить бизнеса вообще никакого - я считаю, что это неправильно. На мой взгляд, вот эти вот 250 машин сейчас в среднем - очень хороший результат для России. Например, в Европе немецкий рынок - самый сильный. Три миллиона машин в среднем подавалось в год в последние 20 лет. Стабильная экономика, 80 млн людей (у нас 150 млн), ВВП в районе $40 000 на человека (у нас в районе $14 000). Страна живет в деревнях, в городе работают. Аналог с Соединенными Штатами, где одноэтажная, двухэтажная Америка приехала в Даун-таун: поработал, спустился, уехал. Вы над Россией наверняка пролетаете часто - и пролетаете над Европой. Где эти огоньки, когда ночью летишь над территорией Российской Федерации? Летишь: Москва, Питер, крупные миллионники - около них. Остальная территория даже не освещена. Поэтому применять этот показатель, что у нас будет 500, 600, 700 автомобилей на 1000 человек, а именно эти прогнозы, собственно говоря, и являются основой для оценки рынка в 4,4 млн автомобилей, на мой взгляд, абсолютно некорректно.

Уровень автомобилизации Китая - 20 машин. Китайский рынок сейчас - 13-14 млн машин в год. Большая страна, много населения. Получается, что если у них сейчас 20 - и они должны увеличить уровень хотя бы до 100, то у них есть перспектива в 5-6 раз нарастить продажи? Мы что, должны сказать, что в Китае будет продаваться 50-60 млн машин, если мы берем этот параметр? По-моему, абсолютно неверная цифра.

Плюс ко всему инфраструктура. Америка живет нецентрализованно, Европа живет нецентрализованно. Ты в Мюнхене живешь или в какой-то деревне баварской, тебе между этим разницы нет, тебе не надо ехать в Мюнхен, у тебя там есть работа.

А у нас, может быть, в Москве и Питере бы брали машины, да просто не можем мы уже эксплуатировать эти машины в Москве и Питере. А в регионах нет покупателей, нет денег. Калуга - весьма удачный пример. Средняя зарплата - 25 000 руб. Это очень хорошие деньги для аналогичных предприятий из автомобильной области. Но позволить там себе часто менять машины на такую зарплату вряд ли возможно. А это реально работающий регион.

Посмотрите, коллеги, на Украину. Очень хороший пример. Три миллиона машин Россия продавала в 2008 г., упало до 1,5 млн. Украина продавала 600 000-650 000 в 2008 г., упало до 120 000. Россия сейчас восстановилась - до 2,8 млн. Украина выросла до 190 000-200 000. Разница раньше была в 5 раз, сейчас Украина продает в год столько, сколько Россия продает в месяц. Почему так все происходит? ВВП на душу населения - $7000, 50 млн страна - та же Германия. И здесь эти вещи, о которых я уже сказал, количество на тысячу и прочее, не применимы. Единственным показателем является устойчиво хорошая экономика. К сожалению, у нас, в Российской Федерации, экономические показатели по этому году не лучшие и перспективы не лучшие. Поэтому все нормально, 2,5 млн надо удерживать, на самом деле.

Перспективы рынка сейчас исключительно в запрете эксплуатации всех машин старше 15-20 лет, не соответствующих требованиям экологии. Я понимаю, что это вызовет неодобрение у населения, но пусть они вспомнят советские времена. Люди всю жизнь горбатились на «Жигули», на «Москвич», на «Волгу», чтобы, выходя на пенсию, купить этот автомобиль. Это роскошь, на самом деле, всегда была. Я считаю, что обновление парка возможно только за счет реальной работы программы утилизации. Нужно не сразу, наверное, а объявить, что через годик-два-три мы будем, к сожалению, вынуждены запретить эксплуатацию, например, машин старше 20 лет - или не прошедших техосмотр, или еще что-то. Таким образом, мы придем к 6-8% нормального убытия в год автопарка за счет утилизации. Это статистика мировая.