Производство: «Следующий проект реализуется быстрее»


Спасибо, я очень рад, что могу сказать несколько слов. Я создал новый завод и вправе этим гордиться, но я считаю, что еще более крупный успех придет в ближайшем будущем. Этот проект позволил мне понять принципы инвестиций в России.

Fuyao Glass

Специализируется на производстве автостекол, промышленного и архитектурного стекла, основана в 1987 г. в Фуджоу (Китай). Крупнейшие акционеры: основатель компании Цао Дэван (19,52%), благотворительный фонд Heren (14,48%), 62,56% акций - в свободном обращении. Капитализация - $2,8 млрд. Выручка в первом полугодии 2013 г. - $889,4 млн, чистая прибыль - $136,2 млн.

Реплика

Анатолий Артамонов: Отвечу касательно той части проблемы, которую можно снять на региональном уровне. Во-первых, г-н Цао Дэван, нельзя не признать, что мы только учимся сотрудничать - и это ваш первый опыт работы в России. И конечно, кое-что вам надо было впервые узнать о тех законах, которые в России действуют. Что касается таможни, мы знаем: это проблемы не только для вас, но и для других участников внешнеэкономической деятельности. Поэтому мы осуществили в нашей Калужской области пробный инвестиционный проект с участием европейских инвесторов, Freight Village Kaluga. Мы запускаем его в ближайшие недели. В этом комплексе полное транспортно-логистическое обслуживание всех наших клиентов будет происходить. Мы будем таможенную очистку проводить, банковские услуги оказывать и транспортные. Вы можете сразу отправить свой груз из своей страны к нам непосредственно, и в этом транспортно-логистическом комплексе вы получите весь комплекс услуг без всяких проволочек. Теперь что касается виз. У нас действительно была неприятная ситуация, когда долго пришлось оформлять визы части ваших работников. Какая причина - незнание наших законов. Сначала дали заявку, эту заявку не реализовали, сроки прошли, а потом сказали: мы хотим, чтобы приезжали вот столько рабочих. А уже всё - надо было снова заявку давать. И конечно, мы потеряли несколько месяцев. Я вам могу сказать, что, если бы вы занялись идеей получить визу в Китайскую Народную Республику, вы бы столкнулись еще с большими проблемами.

Реплика

Алексей Лихачев, заместитель министра, Министерство экономического развития РФ: Мы работаем по миграционной политике на основе межгосударственных соглашений и зеркально применяем один и тот же режим, что для русских в Китае, что для граждан Китая в России. Мы можем идти по либерализации этого направления, но надо понимать, что это обязательно должны быть равновесные процедуры, и это должно реализовываться в окончательном варианте уже через механизмы межправсоглашений. И конечно же, как и китайскую сторону, так и российскую сторону здесь волнует необременительный механизм допуска высококвалифицированных специалистов, научных кадров и в то же время высокооплачиваемых. Мы, в принципе, готовы либерализировать на двусторонней основе.

Я китайский предприниматель, я вырос в Китае. Я считаю, что залог успеха каждого человека - как минимум самостоятельность. В первую очередь это означает давать самостоятельную оценку всем. Я уверен, что через данный форум мы способствуем взаимным инвестициям обеих стран. А настоящая инвестиция оценивается тем, какие результаты она принесет.

Я впервые приехал в Россию в 1997 г. по приглашению Госдумы - в составе делегации Китайского собрания народных представителей. Помимо официальной части, естественно, я в свободное время беседовал с китайскими предпринимателями, которые делились впечатлениями от работы в России. Тогда очень яркое впечатление на меня произвела плохая правоохранительная система в России. [Китайским] предпринимателям было очень тяжело здесь продвигать свой бизнес. Очень непросто было с легализацией проживания - это решалось в основном путем прямых взяток.

Так было до того, как я пришел инвестировать в Калугу.

России еще много чего предстоит сделать: действия федеральных и местных властей очень рассогласованы. К примеру, легализация китайских иностранных рабочих здесь очень долго делается. Выступает много тех, кто реально горит желанием сюда прийти и инвестировать. Я отправил 100 человек из Китая сюда, но набрать этих сотрудников в Китае была большая проблема. Большинство, особенно высококлассные специалисты, очень сомнительно относятся к идее даже временной миграции сюда. Я буду их очень быстро заменять местным персоналом.

Что касается Калуги, капстроительством здесь мы занимаемся 20 месяцев. Мы потеряли зимой в прошлом году 10 дней. Я криком кричал: из-за этих 10 дней мы опоздали в конечном итоге со сдачей этого объекта на шесть месяцев.

Действительно, сейчас в России местные власти очень эффективно работают, мало чем отличаются от китайского уровня, но что касается таможни - все очень сложно. Россия, конечно же, суверенное государство, любые деяния, направленные на нарушение суверенитета и нормальный сбор налогов, должны пресекаться. Но вы должны понять механизмы причин, создающих этот феномен.

Нужно интенсифицировать возможности инвестировать: обратите внимание, что китайских предпринимателей - их не так много. Крупных предприятий совсем немного, основная масса - это средней руки предприниматели, и мы должны создавать юридическую основу, необходимую им для ведения бизнеса. В России это разрешительные моменты, виза и все прочее. Это не так сложно сделать.

Мы потратили 2-3 года для запуска этого объекта, но вы увидите, что следующий проект реализуется намного быстрее. Мы вправе гордиться этим предприятием. Здесь присутствуют многие китайские предприниматели. Что я хотел им сказать? Вы должны научиться работать с россиянами. Надо уметь вести переговоры. Мелкие предприниматели даже не знают, как пройти погранконтроль и таможенный контроль. Смешно, но это факт. Я уверен, что властям России и Китая нужно упрощать эти формальные моменты: например, прохождение погранконтроля и таможенного контроля. Маленький момент, но он очень стимулирует в первую очередь китайских инвесторов и предпринимателей. Надо с этого начинать. Я считаю, что если вы упростите эти формальные процедуры, то сделаете гораздо больший почин, чем то, что сделал я, открыв этот завод здесь.