Танцы, рельсы, вежливый отказ

Иностранцы с удовольствием идут работать в российские компании, но не готовы менять свои привычки и правила

В конце 90-х Виктории Петровой, которая сегодня работает в «Базэле» заместителем гендиректора компании по региональным вопросам, довелось побывать с деловым визитом в Нью-Йорке. Она вспоминает, как ее вместе с коллегами принимал топ-менеджер одной крупной компании. По словам Петровой, американец был удивлен цивилизованным видом русских и несколько раз переспрашивал, владеют ли они английским языком, могут ли читать на нем и писать. «Получая утвердительные ответы, он удивлялся все больше и больше», - улыбается Петрова.

Политика не важна

«Негативные стереотипы восприятия россиян и российского бизнеса теперь в прошлом, - уверял Майкл Берчелл, эксперт в области HR-консалтинга, корпоративный вице-президент института Great Place to Work, выступая на московском Международном саммите «HR-брендинг 2013». - Думаю, сейчас вы не найдете людей в США, Лондоне или Париже или где-либо еще, кто сохранил бы прежние предрассудки, во всяком случае молодежь их точно не разделяет, и даже политические игры не способны поколебать этих представлений». «Не так давно президент Обама выступил с резким заявлением о Сирии, на другой день президент Путин резко ему возразил в своем письме в The New York Times, - вспоминает Берчелл. - Думаю, большинство американцев, особенно молодых американцев, решили: это не мое дело, это не мой опыт, у меня есть друг из Москвы, с которым мы общаемся по Facebook, на наши отношения это не повлияет».

По словам Берчелла, в представлении современного европейца или американца сотрудничество с российской компанией - это многообещающая возможность. Что ими движет, когда они приходят работать в российскую компанию? Каждый понимает, что мультинациональная российская компания, работающая в разных частях мира, успешна. Все понимают, что это очень богатая компания. Соответственно, и зарплаты там очень высокие, перечисляет приоритеты Берчелл: «Вторая причина, по которой российские компании привлекательны для иностранцев, - жесткий умный руководитель, который нацелен на победу. Третья причина - надежда на быстрый карьерный рост, порой недостижимый в компаниях Старого и Нового Света».

Отказ по-японски

«У нас открыты офисы в 29 странах, и везде нужны люди», - рассказывает Виолетта Абрамова, заместитель директора по работе с персоналом «Лаборатории Касперского». По ее словам, в разных регионах приходится приспосабливаться к национальным особенностям. «К примеру, большинство наших латиноамериканских сотрудников работают, проходят обучение и даже устраиваются на работу удаленно. Это связано с обширной площадью региона и большим количествам стран, - продолжает Абрамова. - В Японии потенциальные кандидаты выше всего ценят статус компании - если компании глобальная, международная и серьезная, то для японского кандидата это большой плюс. В Европе не принято перерабатывать. В Латинской Америке тем более. Например, в Бразилии согласно трудовому законодательству человек не может работать более восьми часов, поэтому нашим латиноамериканским руководителям приходится особенно четко планировать объем работ, чтобы отправить всех сотрудников по домам вовремя».

По ее словам, в деле американцы прагматичны и конкретны, немцы дотошны, японцы - трудоголики. «В странах Латинской Америки, когда мы проводим партнерские конференции, в них включается обязательная неформальная часть с танцами. Выглядит это довольно необычно - деловые серьезные люди организованно встают и начинают повторять одинаковые движения, при этом на подобных встречах царит совершенно уникальная атмосфера. Наши азиатские сотрудники часто выбирают себе европейские имена и, разговаривая с Робертом или Джессикой, ты понимаешь, что на самом деле человека зовут совершенно иначе. Японцы всегда предельно вежливы. Например, мы пригласили нашего японского коллегу на встречу в Москву и он прислал ответ. Прочитав его всем офисом несколько раз, мы так и не поняли, отказался он или согласился. И только после телефонного звонка выяснилось, что это отказ. Американцы, напротив, бывают невнимательны. Один раз наши американские коллеги прилетели в Москву без виз. Известно, что с американским паспортом можно попасть практически в любую страну без визы, Россия - одно из немногих исключений. В результате они вышли из самолета, дошли до паспортного контроля и полетели обратно».

Попилили пути

У «Базэла» есть активы в Африке и Азии. Петрова рассказывает, что традиционные европейские системы мотивации часто там не работают: «Для нас в Африке было важно, чтобы железнодорожные пути, по которым доставлялась продукция с комбината в порт, были исправны. Мы учредили премию за выявление неисправности путей. Каково же было наше удивление, когда поломки стали множиться с невероятной быстротой. В какой-то момент мы поняли, что часто в этих поломках могут быть виновны сами работники, стремящиеся получить премию, и отменили такую мотивацию. Состояние путей резко улучшилось».

В другом случае она вспоминает, как ей позвонил из Китая руководитель базэловского комбината со словами: «Представляете, я пришел на завод, а работников нет!» Выяснилось, что авторитетный представитель местной общины сказал односельчанам, что сырье не завезли и на завод идти не надо. Пришлось заново выстраивать отношения с местными авторитетами.