Биржа против премии

UC Rusal, Alcoa и Rio Tinto за три года заработали $5,6 млрд на дополнительных премиях к цене алюминия. Но сегодня LME может положить конец этой практике
Bloomberg

Крупнейшие в мире производители алюминия UC Rusal, Alcoa и Rio Tinto получили $5,6 млрд дополнительного дохода в виде премий за поставки алюминия в 2011-2013 гг. Об этом говорится в исследовании The Wall Street Journal. Только за последний год Alcoa и UC Rusal заработали $1,4 млрд. Сейчас премия к биржевой цене составляет $245 за 1 т (см. график), или 13% от стоимости алюминия на LME. Это произошло из-за сложностей с получением металла с биржевых складов. «Склады LME ежедневно отгружают около 3000 т металлов, и очередь на физические отгрузки порой превышает 100 дней», - объяснял еще летом директор гонконгской фондовой биржи HKEx (владелец LME) Чарльз Ли.

Премия - одна из ключевых составляющих выручки UC Rusal: по итогам первого полугодия 2013 г. себестоимость 1 т алюминия у компании составила $1911, а с учетом недавней остановки пяти небольших алюминиевых заводов компании удалось сократить этот показатель до $1871. Но цены на алюминий еще ниже - вчера на LME металл стоил $1822 за 1 т. Так что благодаря премии UC Rusal не уходит в убытки.

В отчете за 2012 г. компания пишет, что средняя премия за год составила $208 за 1 т. При этом продано 4,2 млн т металла. Получается, что дополнительная выручка UC Rusal могла составить $874 млн. Это больше, чем компания получила от «Норильского никеля» ($611 млн). В 2012 г. UC Rusal на обслуживание и выплату долгов потратила $2,7 млрд, при этом заняла $1,3 млрд, следует из отчета компании за 2012 г.

В первом полугодии 2013 г. премия выросла до $269 за 1 т, а доход мог составить $537,5 млн.

Правда, LME собирается бороться с дефицитом металла. Сегодня совет директоров биржи должен принять новую политику в отношении складских запасов. HKEx предлагает отпускать со складов на 50% больше товара, чем принимать, до тех пор пока очереди на отгрузку не сократятся до 100 дней. Сейчас срок ожидания может достигать 6-9 месяцев, говорил «Ведомостям» близкий к LME источник.

UC Rusal и Alcoa не нравится идея HKEx. Представитель Alcoa Тим Рейес назвал ее «контрпродуктивной», а гендиректор и крупнейший совладелец UC Rusal Олег Дерипаска охарактеризовал ее как «недоработанную» и «не подкрепленную соответствующей биржевой информацией».

Представитель Alcoa отметил, что компания опубликовала основные претензии к новой политике LME, среди которых непрозрачность новой системы работы складов, отсутствие консультаций с участниками биржи, а также невозможность для поставщиков в рамках новой политики хеджировать риски. А UC Rusal предлагала отложить внесение предложенных изменений, расширить сеть складов LME, увеличить количество контрактов на алюминий, участвующих в торгах на LME.

Но даже если LME примет новую политику, затоваривание складов прекратится, а премии на бирже снизятся до $150 за 1 т, c UC Rusal ничего страшного не случится, уверен аналитик «Ренессанс капитала» Борис Красноженов. По его словам, основные производители алюминия уже начали сокращать мощности и суммарно к 2014 г. намерены сократить их на 1,4 млн т. Это позволит ценам на металл снова пойти вверх. Таким образом компания компенсирует падение премий к рынку.

Представитель LME от комментариев отказался. Представитель UC Rusal отметил, что «ситуация, при которой премия за поставку алюминия упадет до нуля, в принципе невозможна». Но даже в этом случае компания не видит для себя высоких рисков, так как цена продажи формируется не только и не столько за счет премии: есть базовая цена LME.