Возвращение короля

В парижском Театре Солнца актеры из Камбоджи закончили театральную историю короля Нородома Сианука
Об эпохе красных кхмеров напоминает цвет занавеса/ Theatre du Soleil

Театральная история короля Камбоджи была начата в 1985 г. легендарным спектаклем Арианы Мнушкиной. Сам Нородом Сианук умер в октябре 2012 г. Но задолго до этого успел увидеть и принять французскую версию своей жизни. При создании спектакля «Ужасная, но неоконченная история Нородома Сианука, короля Камбоджи» Мнушкина и драматург Элен Сиксус собирали документальные материалы в лагере беженцев на границе с Таиландом. Почти тридцать лет спустя спектакль о Сиануке возвратился в Париж в исполнении труппы юных актеров-кхмеров из театральной школы в Баттанбанге, созданной для брошенных детей из тех самых лагерей.

После окончания семичасового действа зал встал в едином порыве - и те, кто видел спектакль впервые, и те, кто помнит наизусть постановку Мнушкиной. Спектакль кхмеров, к которому в Париже приготовились отнестись со снисхождением как к гуманитарной акции, оказался высоким искусством.

Пять лет с подростками занимались актеры Театра Солнца Дельфин Котту и Жорж Биго (первый исполнитель роли Сианука). Занимались не только театральным искусством: среди участников многие были просто безграмотны, так что приходилось еще учить их читать. Конечно, в спектакле воспроизведена мизансцена Мнушкиной, хотя само действо оказалось менее ритуализировано: новым исполнителям не надо преображаться в кхмеров. Формально поменяли только музыку - место Жан-Жака Леметра заняли музыканты-кхмеры. Но самое радикальное различие состоит в ощущении дистанции. Для актеров Театра Солнца речь шла о трагедии в настоящем. Сегодня камбоджийцы могут себе позволить смотреть на все это в прошедшем времени, поэтому трагедия и фарс существуют одновременно.

Каждый раз, когда раздвигается маленький занавес цвета шафрана и на деревянные подмостки вбегают исполнители очередной сцены, невозможно не вспомнить о театре бродячих комедиантов. Игровая природа спасает от дидактики, красные кхмеры с подведенными глазами злодеев немого кино немного буффоны в трагическом маскараде истории. Действие спектакля охватывает больше двадцати лет и состоит из двух частей: первая - от 1955 г., когда Сианук отрекся от престола, чтобы стать избранным лидером нации, до переворота генерала Лон Нола в 1970-м; вторая заканчивается в 1979-м, когда перед наступлением вьетнамской армии Пол Пот позволяет пленнику Сиануку выехать в Пекин.

Почему, чтобы рассказать о трагедии страны красных кхмеров, Мнушкина выбрала историю Сианука? Просто судьба этого принца стала олицетворением Камбоджи. И потому еще, что Сианук - персонаж необыкновенно театральный сам по себе.

Театральность подчеркивается в спектакле еще больше выбором на роль Сианука актрисы. Сан Маради - чуть больше метра пятидесяти и настоящий сгусток игровой энергии. Ее Сианук - просветленный правитель и эксцентричный чаплиновский чудак, короче, король и шут короля одновременно. Принц Сианук в спектакле, как и в жизни, персонаж двойственный (любимец народа, отец независимости и деспот, почитатель Мао и тонкий ценитель европейской поэзии) и тем не менее всегда бесконечно привлекательный.

При написании пьесы использовали опыт постановки шекспировских хроник, которыми прославился Театр Солнца в начале 1980-х. Поэтому на подмостках время от времени появляется призрак умершего отца Сианука (он единственный, кто предстает в традиционном ритуальном костюме и в маске балийского театра) - своего рода коллективная душа предков, пришедших на помощь принцу, чтобы спасти Камбоджу. Но никакой мистики, он совсем не страшный, скорее забавный и даже проказник - например, чтобы добраться до сына в китайском изгнании, садится на велосипед.

Париж