От редакции: Дефицит здоровья

М.Стулов/ Ведомости

Стагнация в экономике страны и необходимость сокращать расходы бюджета создали дополнительные проблемы реформе здравоохранения, у которой и своих проблем полно.

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова при обсуждении проекта бюджета в Госдуме предположила, что с 2014 г. качество медицинских услуг ухудшится, особенно в Москве и Петербурге. Законодательных механизмов, обеспечивающих перевод расходов на некоторые виды высокотехнологичной медпомощи из федерального бюджета в Фонд обязательного медицинского страхования, не создано, что увеличивает риски недофинансирования.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова, комментируя это, твердо обещала, что в 2014 г. никаких осложнений с оказанием качественной медпомощи не будет, зато в 2015-2016 гг. при дальнейшем урезании расходов на здравоохранение они могут появиться. Если в 2014 г. Минздрав видит резервы пополнения ФОМС, то в 2015-2016 гг. уже не видит, тем более что список видов медпомощи, финансирование которых передается в ФОМС, будет сильно расширен.

Министр финансов Антон Силуанов, комментируя то и другое, сказал, что объем финансирования здравоохранения не уменьшается, а увеличивается: в 2013 г. совокупно было 2,459 трлн руб., в 2014 г. будет 2,508 трлн руб., в 2015 г. - 2,6 трлн руб., в 2016 г. - 2,8 трлн руб. Просто мы переходим на страховые принципы в здравоохранении.

Голиковой надо самоутверждаться на новом посту - удобнее всего за счет реформы, начатой в ее бытность министром здравоохранения и социального развития. Она ее хорошо знает, а преемники, как всегда, все делают не так. К слову, Скворцова недавно опубликовала большую статью, отвечая на критику реформы в обществе и предупреждая «перегибы на местах».

Скворцовой нужно, с одной стороны, оправдаться, с другой - попросить увеличения финансирования. Потому что финансирование здравоохранения действительно уменьшается. Силуанову нужно показать, что денег достаточно (а если недостаточно - так это от неправильного освоения), и он приводит абсолютные цифры, но ничего не говорит об учете инфляции и о доле в ВВП. А доля расходов на здравоохранение в ВВП снижается с 3,6% в 2013 г. до 3,2% в 2016 г.

На страховые принципы мы постепенно переходим уже давно и трудно. Переход на новые принципы работы «Скорой помощи» в 2013 г. сопровождался многочисленными сбоями и административными проблемами - так что Голикова вправе предположить аналогичные процессы в дальнейшем. Качество планирования, законотворчества и управления в российском государстве таково, что подобный прогноз может сделать любой. Наверное, какой-то механизм перевода средств из бюджета в ФОМС появится.

Но беда не только в администрировании. Известно, что ОМС покрывает сейчас незначительную часть стоимости медпомощи, остальное идет из бюджетов регионов. Летом Владимир Путин называл цифру дефицита региональных программ бесплатной медицинской помощи в 120 млрд руб. для 54 субъектов Федерации. Чтобы хотя бы свести концы с концами, в бюджетах регионов и в фондах ОМС должны появиться волшебные дополнительные доходы.