Ориентиры: Креативный неликвид

Офисы в промзонах - сложный товар. Кого привлекут потертый фасад, ржавые балки? Но есть люди, которые не просто согласятся на такие условия, но еще и будут рады офису «не как у всех». Это представители творческих профессий.

Мастерским и креативным бюро сложно прогнозировать развитие бизнеса на год и больше, им важна гибкость отношений с собственником, объясняет Елена Колесникова из Cushman & Wakefield. Так «неликвидность» промышленных площадей с точки зрения обычных арендодателя и арендатора становится находкой для владельцев, торгующих метрами в розницу: креативные пространства предлагают в аренду на срок от одного дня, что для «богемных» арендаторов удобно.

«Сейчас высок спрос на так называемые креативные офисы - многие клиенты хотят лофт, и ничего другого, - говорит Анна Панюкова из Jones Lang LaSalle. - Спрашивают: «А что у вас есть в красном кирпиче?» Это модно. Не случайно крупнейшая сделка с начала 2013 г. - аренда компанией Publicis в «Большевике» 10 808 кв. м (офисно-складской центр расположился на месте одноименной кондитерской фабрики).

Реконструированных заводских территорий немного, располагаются они в пределах ТТК, добавляет Панюкова. Среди бизнес-центров, которые уже работают, можно вспомнить «Флакон», «Даниловскую мануфактуру», «Трехгорную мануфактуру», «Фабрику Станиславского», фабрику «Большевик». Из-за ограниченного предложения такие помещения пользуются спросом и в состоянии генерировать арендодателю стабильный и высокий доход, рассказывает Колесникова. Но «не стоит питать иллюзий, что на рынке чрезмерный спрос на креативные офисы», уточняет она.

Наценка на творчество

«Креативность» влияет и на цену. По словам Франсуа Нонненмашера из Colliers International, такие помещения немного дороже, чем обычные офисы того же класса. Например, «Даниловская мануфактура» на 10-12% дороже конкурентов за счет «уникальности продукта», убеждает Дмитрий Тарасов из KR Properties. Средняя базовая ставка на офисы в «Даниловской мануфактуре» сейчас - $400 за 1 кв. м в год, цены на свободные помещения колеблются в диапазоне от $265 до $460 за 1 кв. м в год, уточняет Александр Ошурко из Praedium, эти цифры ничуть не выше, чем в «аналогах»: в БЦ «Новоспасский двор» базовая ставка - $500 за 1 кв. м в год, лофты на Бауманской сдаются по $400 за 1 кв. м.

Помещения на дизайн-заводе «Флакон», по словам его владельца Николая Матушевского, сдаются по 18 000 руб. за 1 кв. м в год, продаются от $5000 за 1 кв. м. На продажу сейчас выставлено 6000 кв. м: офисы, мастерские, студии, шоурумы.

По информации Ошурко, в среднем ставка офисов класса F (как называет свой товар «Флакон») колеблется в диапазоне от 14 000 до 18 000 руб. за 1 кв. м в год. Небольшие блоки на долгий срок можно найти по цене от 9500 руб. за 1 кв. м в год. В других арт-кластерах дороже: на заводе «Арма» ставки достигают 30 000 руб. за 1 кв. м в год, на заводе Artplay - 15 000-20 000 руб. за 1 кв. м в год, знает Ошурко.

В любое время в любом месте

Помещения в творческих кластерах и офисы на час снимают и стартаперы, и фотографы, и мебельные магазины. Разброс довольно большой. Творческие мастерские и бюро обычно не имеют большого штата, сотрудники могут работать из дома, в любом другом месте с доступом в интернет. Work anytime anywhere - популярная ныне на Западе и развивающаяся в России концепция, рассказывает Колесникова.

За лето количество арт-кластеров и коворкингов увеличилось, сейчас в городе их более 20. «Схожие функции выполняют и многие антикафе, - говорит Александр Ошурко. - По цене от 200 руб. в час люди получают возможность попить чай и одновременно поработать». Для антикафе нередка ситуация, когда в одной комнате дизайнеры трудятся над проектом за компьютерами, а в другой репетируют начинающие музыканты. По словам руководителей коворкинг-пространств, творческие помещения играют роль бизнес-инкубаторов.

На аренде офисов по дням, часам и месяцам давно специализируется международная компания Regus. У нее 1500 бизнес-центров в 600 городах мира. Сдает площади на короткий срок, предлагает в аренду рабочие места или бизнес-гостиные. В Москве есть сеть офисных центров «Деловой», в которую входят «Алексеевская башня», «Омега плаза», «Каланчевская плаза» и «Гостиный двор», перечисляет Ошурко.