От редакции: На Украину, за границу

С.Портер/ Ведомости

Россия и Украина медленно, но неуклонно отдаляются друг от друга. Москва намерена изменить нынешний порядок пересечения государственной границы, позволяющий гражданам двух стран посещать соседнее государство по внутренним паспортам. «Я считаю, это абсолютно правильно, надо ездить по загранпаспортам, а не по внутренним паспортам», - сказал вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров в Ростове-на-Дону, подчеркнув, что введение виз не планируется.

В случае с Украиной, с которой Россию объединяют близкие языки, общая культура и история, а также родственные и дружеские связи миллионов людей, переход на загранпаспорта выглядит знаковым жестом. Вчера российские пограничники начали установку проволочных заграждений на границе, хотя пункты пропуска еще не обустроены. Можно лишь предполагать, как это скажется на бизнесе и личных отношениях: загранпаспорта есть лишь у малой части граждан обеих стран. Кроме того, проволока и будущие вышки с тепловизорами подчеркивают отделение Украины от России. Символическое разделение последовало после воскресной встречи Владимира Путина и Виктора Януковича, в ходе которой, как полагают эксперты, президенты не договорились, как сочетать сближение Украины с Европой и ее сотрудничество с Россией.

Можно сколько угодно называть дрейф Киева в сторону Запада следствием действий мировой закулисы и происков спецслужб, но Москва должна винить в неудаче собственных интеграционных планов прежде всего себя. Россия продолжала считать себя если не дядькой, то старшим братом бывшего СССР, которому позволено поучать и принуждать партнеров. Самоуспокоенность («куда они от нас денутся») сменилась попытками навязать соседям собственные стандарты выборов и политические фигуры.

Поражение 2004 г. Кремль пытался компенсировать экономическим давлением, действуя газовой задвижкой и запрещая украинские экспортные товары (кондитерские изделия, молочные продукты и др.). Давление дополнялось агрессивной риторикой политиков и прокремлевских экспертов. Они требовали от Киева «перестать сидеть на двух стульях», называли Украину «несостоявшимся государством», предрекали распад страны. Советник президента Путина Сергей Глазьев заявляет, что договор об ассоциации с Евросоюзом чреват потерей самостоятельности и партнерского статуса двухсторонних отношений. Кремль стремится заставить Украину выбрать между Россией и Европой, так и не разъяснив, чем евроинтеграция может навредить нашей стране. Это оттолкнуло даже политиков, прежде дружелюбно настроенных к России, объединило украинский политический класс вокруг сближения с Европой. Пытаясь вернуть влияние старыми силовыми методами, Москва добьется только того, что Киев еще громче хлопнет дверью. Еще есть выбор между порочным кругом взаимных обид и переходом к партнерству на новом уровне.