Наше «мы»: Срез общества

Когда критика какого-либо госоргана, например полиции, становится в обществе слишком уж широкой, в ответ звучит аргумент: что вы хотите, ведь это (например, полиция) срез общества! Ход сильный: мол, мы такие, потому что вы такие. Социологические наблюдения и исследования и впрямь показывают, что кадры полиции плоть от плоти общества (а откуда бы еще?). Но общество большое, и с разных краев плоть у него разная. Из какой части общества рекрутируются эти кадры? Не из той ли, где главная мораль - это мораль пацанских отношений, мораль группировок и стай? Логично: органы зовутся силовыми, туда тянутся те, кто главным правом считает право силы. И тогда задачу правоохраны они понимают как задачу охранять именно такое право. А не какие-то там «права человека». И таким охранителям, конечно, в лом защищать каких-то «черных» от своих ребят, решивших разобраться с ними по-своему.

Все было бы относительно просто, если бы дело сводилось к тому, что участники беспорядков в Бирюлеве - социально близки тем, кого прислали их унимать. (Тут скорее вопросы будут к суду: считать ли это «массовыми беспорядками», если образцом таковых оказываются события на Болотной? Вешать ли социально близким такие же тяжелые приговоры?)

Да, в обществе разгул ксенофобии, и полиция, как срез, отражает и т. д. Но дело осложняется тем, что полиция в отличие от общества в целом не просто «не любит «черных», но, как говорят отдельные респонденты, и активно кормится от них. Кто-то скажет, что все наше общество от них кормится. Да, но за счет недооплаты их труда. А здесь - за счет силового отъема. (Ну и более сложных форм, но это на более высоких этажах.) Потому отношение полиции к «черным» не такое простое, как в обществе в целом. Общество может тешить себя мыслью, что мы всех «черных» выгоним. Кормящимся от каждой встречи с ними у метро такого не надо. И эту разницу в обществе уже почувствовали. Оттого и демонстрации и погромы - что на Манежке в 2010-м, что теперь в Бирюлеве - оказывались не только расистскими, но и антиправительственными выходками. Самые что ни на есть свои и наши рассердились на самое что ни на есть главное. Туго тем, кому дороги и органы, и фанаты, и еще диаспоры с посольствами надо успокоить.

А силовые органы выбрали свою собственную форму реагирования. Случилось, говорят, изнасилование на рынке, потом потасовка. Реакция для кого-то, быть может, неожиданная - вьетнамцев посадить в концентрационный пункт. Но выход из него, говорят, был платный. То есть все, как обычно, только больше. Теперь убийство в драке из-за девушки. Реакция - проверка паспортов у персонала овощебазы. Со всеми обычными вытекающими, но опять-таки в расширенном объеме. Убийство и погромы оказываются хорошим поводом. Его даже можно выдать за причину. И общество, срезом которого... и т. д., такую причинно-следственную связь принимает. И всем причинным и следственным органам все прощает.