Повестка «30-30»: Как России попасть в тридцатку лидеров конкурентоспособности

В этом году Россия улучшила свои позиции в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ) и поднялась на 64-е место с 67-го по сравнению с прошлым годом. Связано это как с улучшением макроэкономических показателей экономики, таких как профицит бюджета, так и с ухудшением ситуации в других странах. Только у России из всех стран BRICS (Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка) зафиксирован рост в этом году, хотя Россия все еще занимает более низкие позиции. Динамика рейтинга России за последнюю пятилетку показывает негативный тренд. На днях руководство Минэкономразвития России заявило, что ожидает, что экономический рост в России составит по результатам 2013 г. 1,5% - худший результат за последние годы с момента экономического кризиса 2008 г. Какая может быть связь между абстрактным на первый взгляд конкурсом «экономической красоты» и объективными результатами, которые показывает российская экономика?

Вероятно, немногие заглянули в доклад ВЭФа, но проблемы с конкурентоспособностью экономики России вряд ли кого-то удивят. Первая и, пожалуй, наиболее проблемная сфера - это низкий уровень развития общественных институтов, таких как права собственности, эффективность судебной системы, а также низкая эффективность государственного управления и коррупция. Например, по эффективности судебной системы Россия занимает 122-е место в рейтинге стран. Вторая проблема, которая становится более серьезной в последнее время, - это ухудшение качества профессионального образования и его несоответствие потребностям экономики. Третья слабая сторона связана с ограничением конкуренции в разных секторах экономики, в том числе по причине несовершенного отраслевого регулирования. Четвертая сложность - слабый уровень развития финансовых рынков, недостаток доступного финансирования выделяется как одно из основных препятствий для ведения бизнеса. И, наконец, результирующая проблема - это низкая конкурентоспособность отечественных компаний как на внутреннем, так и на внешних рынках: например, российские предприятия практически не представлены среди молодых амбициозных компаний из стран BRICS и других развивающихся стран, активно проникающих на глобальные рынки и бросающих вызов международным компаниям из развитых стран.

В последнее время эксперты, обсуждая перспективы экономического развития стран и регионов, все чаще упоминают концепцию ловушки среднего дохода (middle income trap), и возможно, что Россия - один из первых кандидатов в нее угодить. Суть концепции заключается в том, что страны, достигающие среднего уровня развития - с ВВП на душу населения до $16 000 (в ценах 2005 г.), существенно, практически в 2 раза, замедляют темпы экономического роста и снижают шансы попасть в лигу наиболее развитых стран. После Второй мировой войны многие страны достаточно быстро достигли среднего уровня дохода, но лишь малая их часть присоединилась к наиболее развитым странам. Так, например, из примерно 100 стран, которые в 60-е гг. можно было бы отнести к странам со средним уровнем дохода, только чуть больше 10 достигли статуса развитых в 2000-е гг. Среди лидеров, которым удалось преодолеть ловушку среднего дохода, можно выделить Японию, Испанию, Ирландию, Израиль, Тайвань, Корею и Сингапур. Россия, по мнению экономистов, подходит к опасному рубежу в 2013-2014 гг. и текущее замедление темпов экономического роста может быть симптомом попадания в ловушку среднего дохода.

Вне всякого сомнения, Россия - страна большого потенциала. Три основных преимущества российской экономики - большой размер внутреннего рынка и доступ к внешним рынкам, образованное население и изобилие природных ресурсов - вместе предоставляют уникальные возможности для роста и процветания. Согласно нашим совместно с экспертами ВЭФ оценкам перспектив повышения конкурентоспособности, Россия могла бы к 2030 г. занять 30-е место в мировом рейтинге конкурентоспособности. Этого можно было бы достичь в том числе за счет применения подходящего опыта других стран, например, в вопросах снижения административных барьеров и стимулирования конкуренции, развития образования, снижения коррупции и повышения эффективности государственного управления, а также реализации современной промышленной политики. Проблемы, которые высвечивает рейтинг конкурентоспособности стран, не просто результаты абстрактной оценки ситуации. Скорее всего именно они не позволяют капитализировать конкурентные преимущества России и могут стать реальными причинами снижения темпов экономического роста и барьерами на пути к процветанию.