Молодой старинный театр

Михайловский театр отметил 180-летие эффектным в своей лаконичности гала-концертом
Татьяна Рягузова - нынешнее украшение труппы Михайловского/ Стас Левшин

Главным возмутителем спокойствия в консервативном мире музыкального театра Михайловский театр стал всего несколько лет назад. И для многих зрителей, внезапно обнаруживших его в географическом и художественном эпицентре петербургской культурной жизни, это один из самых молодых, задорных и амбициозных театров. Тем не менее официально он старше своих именитых собратьев - Александринского и Мариинки: отсчет в Петербурге ведется не по времени существования трупп, а по возрасту театральных зданий. Имидж Михайловского омолаживает и тот факт, что много десятилетий это прекрасное творение Александра Брюллова было отдано французской и немецкой труппам, с ним не связано создание «шедевров старых мастеров». А в годы советской власти театр, заковыристо называвшийся аббревиатурой МАЛЕГОТ и Ленинградским Малым оперным, официально стал «лабораторией новых оперы и балета».

Василий Бархатов, недавно возглавивший оперную труппу Михайловского, при постановке юбилейного концерта соединил приятные мемуары и те достижения, благодаря которым театр вновь оказался на коне. Елена Образцова, которую Владимир Кехман одной из первых ангажировал на реанимацию своего театра, предстала в куплетах Периколы, символизируя ту эпоху, когда на этой сцене властвовал французский водевиль. Параллельно на экраны, ставшие частью оформления сцены, проецировались старинные афиши и фотографии, а в боковых ложах благодаря 3D-эффекту возникали члены царской фамилии, покровительствовавшие театру. Нашлось место в концерте и живым легендам - Нине Романовой, Николаю Копылову, олицетворявшим славу Ленинградского Малого оперного (они исполнили попурри из собственного театрального репертуара), и Сергею Лейферкусу, чья карьера начиналась там же. Его куплеты Томского из «Пиковой дамы» стали поводом вспомнить о легендарной постановке Всеволода Мейерхольда, осуществленной именно в МАЛЕГОТе, а фрагменты «Леди Макбет Мценского уезда», звучавшие под неусыпным оком 3D-Шостаковича в ложе, и «Войны и мира» - о том, что они написаны для этого театра.

Нил Шикофф арией из «Иудейки» вернулся в современность, в которой он завоевал первую для Михайловского театра «Золотую маску». Фрагменты из «Пламени Парижа» и «Лауренсии» сопровождались овациями, свидетельствовавшими о том, что этими постановками театр завоевал место в сердцах публики. Но свидетельством дьявольского театрального умения завлечь публику стал фрагмент балета «Барышня и хулиган». Этот спектакль по мотивам фильма Маяковского некогда тоже был создан в МАЛЕГОТе. И хотя на гала-концерте он выглядел лишь эскизом будущего спектакля, можно с уверенностью сказать, что благодаря появлению в нем Ивана Васильева все зрители юбилейного концерта уже приготовились штурмовать кассу: премьера намечена на конец сезона.