Личная эффективность: Поднимите мне веки, коуч

Для чего руководители нанимают себе дорогущих коучей? Не для того ли, чтобы увеличить прибыльность бизнеса? Нет, утверждают эксперты: они это делают, чтобы избавиться от собственных шор, увидеть себя, сотрудников и компанию в новом свете, потом нанять коуча сотрудникам и сообща достичь просветления. А бизнес-показатели приложатся
Илья Выдревич/ ИТАР-ТАСС

Риэлтор Наталья Лашко вспоминает, как в 2010 г. пошла поучиться в школу «Открытый портал. Международный центр коучинга»: «Там была сильная энергетика. Ощущение - как в сказке. После коучинга мы начали верить в себя и вновь почувствовали, что жизнь прекрасна». Лашко, в то время директор подразделения риэлторской компании «Триумфальная арка», отправилась на учебу не только ради саморазвития. У нее была и сугубо деловая цель. «В риэлторском бизнесе нет традиционного найма в штат с постоянным окладом. Агенты получают только процент от сделок. Их надо мотивировать и зажигать собственным примером», - рассказывает Лашко. Она хотела эффективнее работать с командой и клиентами. Лашко прошла 10 модулей обучения и заплатила 140 000 руб.

В «Хоум кредит энд финанс банке», как и в некоторых других крупных компаниях на российском рынке, обучение коучинговой культуре поставлено на поток. Топ-менеджеры занимаются с индивидуальными коучами, а ключевые руководители, которых в банке 300 человек, обучаются коучинговым методикам. «Этот инструмент позволяет раскрыть потенциал сотрудников, и он хорошо воспринимается людьми», - говорит Попов. Внедрение инструментов коучинга начинается с обзорной презентации, чтобы люди понимали смысл метода. За этим следует двух- или трехдневное обучение. Менеджеры получают лишь часть необходимых навыков, но, по мнению Попова, этого достаточно, так как чаще всего эти инструменты призваны решать конкретные задачи.

Сколько стоит «личная химия»

Исследователи из британской коучинговой фирмы Ridler в 2011 г. опросили 64 компании и выяснили, что 74% из них отбирают коучей по принципу наличия «личной химии» между ним и руководством компании. Возврат инвестиций от этого бизнеса невозможно точно просчитать, поскольку подбор коучей - дело субъективное. Но исследователи все же советуют компаниям всесторонне оценивать результаты коучинга. Можно провести психометрические тесты сотрудников, сделать оценку персонала по системе 360 градусов, вычислить KPI сотрудников и посмотреть, как увеличилась прибыль.

В поисках «волшебного пинка»

Рынок коучинга в России находится на начальной стадии становления, утверждается в исследовании, проведенном ICF в России в 2012 г. Исследователи опросили 458 специалистов в 42 российских регионах. 50% респондентов открыто назвали себя коучами. Причем более 80% заявили, что прошли специальную подготовку, а 62,3% сказали, что имеют четкую специализацию. Около 80% занимаются бизнес-коучингом, менее 40% - executive и карьерным коучингом. Что касается клиентов, то 80% обращаются к коучам для повышения личной эффективности, 70% - для помощи в построении карьеры и 40% - для развития профессиональных навыков и лидерства.

«Раньше, до курса коучинга, я рассказывала сотрудникам, что и как надо делать, и, наверное, звучала назидательно», - вспоминает она. Теперь Лашко как будто нашла правильную ноту в общении с подчиненными и клиентами: «Я перестала навязывать свое мнение, просто задаю наводящие вопросы и подвожу собеседника к определенной мысли. В итоге человек сам себя убеждает в моей правоте». По словам Лашко, клиентов у нее прибавилось.

Сменить точку зрения

Павел Буков, коуч и гендиректор консалтинговой компании RQLab, считает, что коучинг помогает выявить скрытые таланты, так как руководитель начинает понимать, какие конкретно убеждения ограничивают его профессиональную деятельность. Отсюда рождается сомнение в том, что ранее казалось незыблемым. Человек словно снимает шоры с глаз и ищет альтернативные варианты.

Однажды к Букову обратился высококвалифицированный IT-специалист, который занимал должность технического директора и успешно справлялся со своими обязанностями. Но, несмотря на все успехи, руководитель был недоволен работой. «Мы вместе исследовали его мотивационный профиль и пришли к выводу, что ему не хватает в работе риска и драйва», - рассказывает Буков. Поначалу руководителя даже испугало такое открытие. Он сказал, что привык работать в четко заданных профессиональных рамках. Чтобы разобраться в ситуации, коуч привлек к дискуссии начальника. Тот подумал и решил позволить подчиненному поменять направление работы. В результате руководителю наняли заместителя, который взял часть задач на себя. Освободившееся время руководитель стал тратить на работу с клиентами, продажи высокого уровня и сопровождение крупных проектов. В итоге руководитель открыл в себе массу новых талантов. Он больше не захотел оставаться на прежнем месте, вырастил себе из заместителя преемника и окончательно переориентировался на работу с клиентами.

Ставка на личную химию

Коучинг как метод работы с персоналом и достижения корпоративных целей приобрел большую популярность на Западе после кризиса, когда на волне увольнений и падения зарплат компании искали новые способы мотивации сотрудников, рассказывает Роман Иванов, старший партнер консалтинговой компании Formatta. «Пережив трудные времена, компании теперь стремятся активно работать с потенциалом сотрудников, извлекая максимум пользы из кадров, которые у них есть. Они направляют к коучам талантливых работников, в которых стоит инвестировать, и ожидают, что эти инвестиции вернутся», - уточняет Кит Маккембридж, коуч по работе с топ-менеджерами из британской компании Wickland Westcott.

Рынок коучинга в России стремительно растет, констатирует Юрий Тазов, проректор школы «Мирбис» и президент российской лиги MBA. «Но серьезной подготовки в сфере коучинга почти ни у кого нет. На рынке много непрофессионалов», - скептичен Тазов. Зато цены зашкаливают. По словам Антона Пальчикова, независимого коуча и бизнес-тренера из Санкт-Петербурга, стоимость одной коучинговой сессии может варьироваться от 1000 до 60 000 руб. Встречаются коучи, которые берут до 5000 евро за одну сессию, но таких единицы.

Коучинг руководителей, по сути, - разновидность индивидуального тренинга, поэтому здесь важную роль играют личные отношения с клиентом, полагает Елена Сидоренко, доцент факультета социальной психологии СПбГУ и приглашенный преподаватель Стокгольмской школы экономики, которая регулярно получает заказы от компаний на коучинговые сессии с топ-менеджерами для повышения их эффективности. «На первой сессии важно, чтобы между нами возникла личная химия. Руководители - люди часто одинокие, они ищут в коуче собеседника, который не борется с ними за власть, а только слушает и помогает. Без симпатии и веры в высокий профессионализм коуча человеку сложно раскрыться. Так мы верим врачам, которые нас лечат», - говорит она.

Вернуть инвестиции

«Коучинг в первую очередь - психологическая помощь. На все остальное он влияет опосредованно. К примеру, объем продаж компании мог вырасти благодаря увеличению клиентской базы или росту объема рекламы. Коучинг здесь ни при чем», - поясняет Джон Макгерк, консультант британского сертифицированного института по развитию и работе с персоналом (CIPD). Западные компании обычно работают, опираясь на долгосрочные стратегии. Поэтому эффективность программ по внедрению коучинговой культуры бывает сложно сразу же оценить с экономической точки зрения. Российский же рынок и вовсе живет сегодняшним днем.

У нас упор делается на краткосрочное использование методик коучинга для решения конкретных задач, что легче оценить с точки зрения экономической пользы, говорит Кирилл Попов, директор департамента подбора и развития.

Не только личный успех

Бизнес-коуч Алексей Ищенко за годы работы провел сессии с 10 000 руководителей и собственников компаний. Он убежден, что одна из самых важных задач коучинга - поменять так называемую ментальную карту человека. «У каждого из нас есть талант, который он не использовал или использовал не до конца. Благодаря коучингу человек обретает то, что я называю силой лидера, он меняет отношение ко многим вещам и направляет энергию в нужное русло», - говорит коуч. И приводит в качестве примера историю одного своего клиента. Руководитель риэлторской компании около восьми лет строил свой бизнес. Несколько лет все шло замечательно, а потом компания перестала развиваться. После нескольких коучинговых сессий стало ясно: на самом деле руководитель всю жизнь мечтал заниматься совсем не риэлторством, а хотел открыть два маленьких ресторанчика. Просто в силу жизненных обстоятельств стал риэлтором. Осознав это, руководитель решил оставить недвижимость и открыть ресторан. И весьма преуспел.

Часто люди хотят не того, что им нужно на самом деле, а того, что диктует социум, объясняет Ищенко. «Например, я спрашиваю клиента, как он видит себя через три года. Он говорит, что хотел бы жить в Лондоне и оттуда управлять своей успешной компанией. Однако по ходу сессии выясняется, что это не то, чего он лично хотел бы, а то, как ему описали его будущее, когда он заканчивал бизнес-школу», - рассказывает Ищенко. Коучинг как раз помогает отделить навязанные обществом желания от своих истинных жизненных целей и врожденных талантов, говорит он.

Когда лидер осознает свои таланты и истинные цели, он начинает по-другому смотреть и на свою команду, объясняет Ищенко. «В России многие руководители считают, что могут управлять только единолично, а их подчиненные - это просто ресурсы, которые надо использовать и время от времени менять. Но в современном мире успешными становятся компании, которыми управляет не один-единственный лидер, а команда лидеров. Коучинг помогает руководителю изменить отношение к команде, перестать считать людей пешками и присмотреться к тому, кто каким талантом обладает», - поясняет он. Его опыт показал, что прошедшие коучинг топ-менеджеры потом, как правило, проводят обязательный коучинг для сотрудников. Ведь им тоже нужен толчок, чтобы измениться.

Правда, после коучинга сотрудников появляется еще одна проблема: как теперь управлять командой звезд, где у каждого талант и свое мнение, смеется Ищенко. Управлять ею можно только на основе доверия, а это самое трудное, убежден эксперт. «Для этого нужно дать сотруднику право высказывать свое мнение и при этом не просто слушать и пропускать все мимо ушей, но слушать активно, обсуждать, вместе искать решение, совместно формулировать цель и потом также совместно эту задачу выполнять», - объясняет Ищенко. Он рад, что в России появляется все больше руководителей, которые задумываются о построении команды лидеров в своей компании. Хотя эта тенденция только еще набирает силу.