Даниэль Эк: «В те времена я был склонен к бунту», - Даниэль Эк, сооснователь и гендиректор компании Spotify

Даниэля Эка не приняли на работу в Google. Тогда он решил стать его злейшим конкурентом. Он создал музыкальный сервис Spotify, успех которого сейчас пытается повторить Google
Даниэль Эк, сооснователь и гендиректор компании Spotify/ Louis Lanzano/ Bloomberg

В ближайшие три года в онлайн выйдет еще миллиард человек, обещает Даниэль Эк и добавляет: «Мы в самом начале пути. Сейчас время инвестировать». Продажи Spotify растут - в 2012 г. они увеличились с 190 млн до 435 млн евро. Растут и вложения в новые технологии и расширение покрытия - в 2012 г. они составили 58,7 млн евро против 45,4 млн евро годом ранее. По данным на март, у сервиса было 24 млн активных пользователей и 6 млн подписчиков, каждый в месяц платил $10, 10 евро или 10 фунтов стерлингов - в зависимости от страны.

Мир цифровой музыки

В мире цифровой музыки существуют две основные бизнес-модели: продажа треков или альбомов (как у iTunes) и подписка, дающая право слушать музыку онлайн, но не скачивать ее (как у «Яндекс.Музыки»). Основанный в 2006 г. Spotify сделал ставку как раз на вторую стратегию. После 48-часового бесплатного пробного периода в большинстве стран, где работает сервис, можно слушать музыку с временными ограничениями - не более 10 часов в месяц и обязательной рекламой. Эти ограничения снимает подписка стоимостью от $10 до 10 фунтов стерлингов в месяц - в зависимости от страны. В мае 2013 г. Google представил конкурента Spotify, свою версию потокового музыкального сервиса - Google All Access. В октябре он запущен в России, до 15 ноября стоимость месячного абонемента - 169 руб., затем - 189 руб.

Что будет через 30 лет?

Эк говорит, что ему буквально нынешним утром подарили Google Glass, и сразу признается: «Мне все еще кажется, что те, кто постоянно носит их, смахивают на идиотов». Тем не менее он предсказывает, что такие технологии вскоре станут очень значимыми. Он сам уже сейчас «с ума сходит по самомониторингу» и охотно пользуется возможностью записывать изменение своих данных на спортивном видеотренажере для игровой видеоконсоли Wii Fit и мониторинг сна от Fitbit. «Думаю, через 30 лет мы оглянемся на себя нынешних и решим, что нынешняя медицина пребывает на уровне зельеварения», - отмечает он, напоминая о возможностях ДНК-диагностики.

Эк основал Spotify в Европе в 2008 г.; сегодня компания предлагает более 20 млн треков в онлайн-доступе. Немало времени ушло на то, чтобы убедить звукозаписывающие студии лицензировать свои песни для американского рынка. В Нью-Йорке Эк устроил офис в клубе Soho House и непрерывно курсировал между этим городом, Лондоном и Стокгольмом. Наконец в 2011 г. был основан нью-йоркский офис, в котором сейчас работают 250 сотрудников. Офис напичкан безделушками в стиле Кремниевой долины, в том числе автоматом для пинбола в стиле «Металлики» и лаймово-зеленой шкалой роста на стене.

Средства на развитие сервиса - по оценкам, около $3 млрд - были получены от гонконгского миллиардера Ли Кашина и ветерана Napster и Facebook Шона Паркера. Эк не комментирует сообщения о новом фандрайзинге на $5,3 млрд и в ответ на вопрос, какова его доля в компании, клянется, что не знает. «Процентов 12-14, что-то в этом роде», - отшучивается он. Так или иначе в свои тридцать Эк стоит сотни миллионов долларов.

В России Spotify, по данным «Ведомостей», может заработать уже в начале следующего года. Сейчас эта компания ведет переговоры о совместном запуске сервиса с МТС. Стоимость абонентской платы еще не определена, но скорее всего, как и у конкурирующих музыкальных сервисов, в России она будет ниже, чем в США и Европе.

Много денег, мало опыта

30-летний Эк чувствует себя счастливчиком, многому научившись на ошибках юности, когда в руки попало слишком много денег при нехватке опыта: «Покупка спортивных машин, дорогие ночные клубы, обливание людей шампанским и все такое - я понял, что это не для меня, что после таких вещей я ощущаю пустоту». Вместо этого он хочет проводить жизнь, исследуя предметы, которые вызывают его любопытство: например, графен, или нейрохирургию, или участвовать в благотворительной программе по обеспечению Эфиопии чистой водой - «и впитывать все новое настолько полно, насколько это возможно для человека». Пионер потоковой передачи данных, который видит себя на острие «крупнейшего прорыва в звукозаписывающей индустрии со времен изобретения звукозаписи», Эк не теряет надежды доказать своим музыкальным кумирам, что он на их стороне. На мой вопрос, стали ли Daft Punk фанатами Даниэля Эка, он отвечает: «Да, и это то, к чему я стремлюсь - вернуться во времена, когда музыканты могли себе позволить создавать эти потрясающие записи».

По словам Эка, Spotify в этом году заплатит $500 млн звукозаписывающим компаниям и музыкантам. На американский рынок компания выходила долго и мучительно, после нескольких лет переговоров со звукозаписывающими компаниями. Но сможет ли он выполнить свое обещание и сформировать поток прибыли от подписчиков на сужающемся музыкальном рынке быстрее, чем рынок убьет продажи CD-дисков и цифровые закачки?

Обида на Google

Музыка и бизнес с детства увлекали Эка. Первую гитару он получил в четыре года, первый компьютер - в пять, а свой первый бизнес запустил в 14. Он рос в Рогсведе, «довольно-таки суровом», по его словам, пригороде Стокгольма, и увлекался дизайном сайтов, обучая приятелей-студентов фотошопу и основам программирования - нужны были помощники. Заработанное он тратил на видеоигры, «но рано или поздно это наскучило» и пришлось оформлять собственный бизнес: «Налоговики заинтересовались, откуда берутся все эти деньги». К 16 годам он зарабатывал больше, чем его отец-механик и работавшая няней мать, вместе взятые.

Примерно в то время он услышал о поисковой системе Google и попытался устроиться туда на работу, но получил отказ - его не приняли из-за отсутствия университетского диплома. «В те времена я был склонен к бунту и ответ «нет» не принял, сказав себе, что стану их конкурентом, - вспоминает он. - Естественно, это оказалось куда труднее, чем я мог представить».

Он основал сетевую маркетинговую компанию TradeDoubler, прибыль от которой направлял в эксперименты в сфере веб-индексирования. «Спустя немного времени я записывал все телешоу, которые транслировались где-либо в мире... Вести эту деятельность в рамках закона было сложновато», - невозмутимо роняет он.

В 2006 г. Эк продал свой бизнес TradeDoubler сетевой маркетинговой компании, но работать на кого-то ему совершенно не понравилось. Вместе с основателем TradeDoubler Мартином Лоренцтоном они познакомились с Людвигом Стригеусом - разработчиком клиент-файлообменника uTorrent. Запуск торрент-сайта был не самым очевидным способом завоевать доверие звукозаписывающих студий, прибыль которых подобные сайты с их нелегальным файлообменом отбирали. Эк в скором времени возглавил uTorrent, в то время как Стригеус занялся созданием Spotify.

Запуск сервиса сетевого вещания после всех битв, которые музыкальная индустрия вела с компаниями вроде Napster, был «проблемой скорее правовой, чем технической», говорит Эк: «Когда я пришел к ним и сказал, что они должны распространять свою музыку бесплатно в надежде, что кто-то захочет за нее заплатить, это было довольно смелым предложением».

Как Джобс не поверил Эку

В юности Эк был фанатом Daft Punk и Radiohead и тратил часы, чтобы записать на аудиокассеты их песни, звучащие по радио. Теперь Эк уверяет, что Spotify способен победить пиратство. Развитие лицензированных цифровых музыкальных сервисов в то время сдерживалось низким качеством имеющихся в их распоряжении записей и ограничениями со стороны правообладателей. «Впервые в истории у вас был легальный продукт, который был хуже ворованного», - шутит Эк.

Эк верил, что, если он будет предлагать бесплатную музыку, но с обязательной рекламой, многие согласятся заплатить за то, чтоб слушать ее без рекламы на своих iPhone. Он был преданным поклонником Apple, но Стив Джобс идею с музыкальной подпиской забраковал. «Джобс был великолепным парнем <...> но также он был известен своей манерой объявлять что-либо в корне неверным и через полгода выпускать то же самое», - говорит Эк. Cейчас у Apple действительно есть похожий на Spotify проект: iTunes Radio.

«Думаю, это был в первую очередь вопрос разницы поколений, - продолжает он. - Я принадлежу к первому поколению, которое провело детство в интернете». Широкополосный доступ и мобильная связь пришли в Стокгольм раньше, чем в Нью-Йорк, «так что я все это увидел на 10 лет раньше остальных». Тем не менее Эк, усвоивший свой шведско-американский вариант английской речи из передач MTV, сознает, что за его спиной уже встает следующее поколение. «Я чувствую себя молодым и в курсе всего происходящего, но все сильнее осознаю, что это не так», - говорит он. Брат Эка в свои 20 работает в Spotify, и «его концепция социально приемлемого поведения в интернете радикально отличается от моей».

Действительно ли Apple утратила свой нюх на инновации, Эк сомневается, но отмечает, что «не так уж много осталось экранов, которые они могут выпустить», разве что компания начнет производить телевизоры или автомобили. Автомобиль Google с автоматическим управлением он обязательно опробует, хотя и остается поклонником спортивных машин. Сейчас, после рождения дочери три месяца назад, он водит семейный Porsche Cayenne. Его девушка - шведская журналистка, которой Эк в свое время отказал в интервью во время случайной встречи в ресторане. «После этого она написала мне длинное письмо, где пояснила, насколько грубо и высокомерно я себя вел, и это меня зацепило», - вспоминает он.

Печаль Эка

В сентябре Spotify вышла на четыре новых рынка, в том числе турецкий и аргентинский, и теперь присутствует в 32 странах. Развивающиеся рынки дают музыкальной индустрии отличный шанс восстановиться до прежних масштабов, считает Эк. Впрочем, родной для Эка шведский рынок тоже в центре внимания звукозаписывающих студий: в первой половине 2013 г. потоковые сервисы обеспечили три четверти доходов звукозаписывающей индустрии, обеспечив 12%-ный рост в индустрии, привыкшей к падениям, выражающимся двузначными цифрами.

Последует ли за Скандинавией остальной мир? «Надеюсь», - отвечает он, приводя Швецию в пример того, насколько быстро широкополосный доступ меняет поведение потребителей. «То, что уже произошло с музыкой, случится и с видео», - добавляет он, отмечая, что уже сегодня может смотреть английскую премьер-лигу в Швеции без подписки на кабельное (он болеет за лондонский «Арсенал» с тех пор, как в начале 90-х там играл швед Андерс Лимпар).

Сложной остается работа с музыкантами. Они полагают, что Spotify платит им слишком мало. Продюсер Radiohead Найджел Годрич недавно объявил, что изымает несколько альбомов своей группы из Spotify из-за того, что «идея этого сервиса просто не работает», особенно с начинающими артистами. «Меня это печалит, - признает Эк. - Неужели кто-то основывает музыкальную компанию только ради того, чтобы стать неприлично богатым? Мы до сих пор отдаем 70% прибыли, так что мы никого не грабим».

Он признает, что на 200 скачиваний может прийтись всего 99 центов прибыли, но многие музыканты не понимают, что Spotify расширяет рынок, получая деньги от тех, кто никогда не платил за скачивания. Такие же споры были и в Швеции, вспоминает Эк, но два года назад они прекратились - когда прибыльность пошла вверх.

Может ли Spotify заняться видеоконтентом? Шансы есть, учитывая, что один из пяти пользователей становится платным подписчиком, звучит в ответ. Но учитывая, что предстоит завоевать миллиард новых клиентов, развитие музыкального направления остается «первой и второй по значимости задачей».

Упрямый победитель

В свободное время Эк часами размышляет, как привести в порядок запущенную систему здравоохранения, и зачитывается диссертациями о генетике и последовательностях ДНК. Пока неясно, может ли этот проект вырасти в полноценную новую компанию: 5-10 лет уйдет только на создание нужных технологий. «Я не изобретатель, но достаточно упрям, чтоб победить систему на ее же поле», - скромно говорит Эк.

Пока же он занимается Spotify. «Нам поступали предложения [о продаже], но моя задача - завершить работу над компанией», - отмечает он. Как насчет того, чтобы сделать компанию публичной, спрашиваю я в надежде разрешить спекуляции на тему, станет ли IPO Spotify следующей рыночной сенсацией.

«Это зависит от того, как проводить размещение», - отвечает Эк и начинает рассуждать о различиях в судьбе котировок Google, Facebook и Zynga. Эк, кажется, намекает, что IPO не так уж неизбежно, ворча, что рынок слишком уж склонен к «квартальному капитализму» (обращающему слишком много внимания на краткосрочный успех и требующему от компаний прибыли чуть ли не в каждом квартале. - «Ведомости»), так что Spotify строился не совсем как публичная компания.

Да, здесь практикуются ежеквартальные отчеты перед инвесторами, как и в компаниях, акции которых котируются на бирже. Но в последние три года жить как частная компания было лучше с любой точки зрения, говорит он.