Наше метро в деталях

Камерная выставка в галерее «Проун» показывает редкие документальные и художественные свидетельства рождения московского метро
Девушки Матвея Манизера готовы к труду и обороне/ С. Портер/ Ведомости

Первые линии и станции московского метрополитена - явление феноменальное, и чем больше об особенностях его появления на свет знаешь, тем больше удивляешься. На выставке «Есть метро!» в галерее «Проун» собраны в основном детали, а учитывая грандиозность этих подземных дворцов для пролетариата, можно сказать - мелочи, связанные с проектированием и строительством до сих пор поражающих мир платформ, вестибюлей и фасадов. Это эскизы станций, осуществленных и не принятых к исполнению, детали декоративного убранства, эскизы этих деталей, немного фотографий метростроевцев за художественной работой (выкладывание мозаик, например) и рисунков про метро Александра Лабаса. Присутствует даже портрет Лазаря Кагановича, мастерски исполненный художником Исааком Бродским. Кто бы о нем помнил, если бы советскому метрополитену не присвоили при рождении его имя!

Известно, что московское метро должно было стать подземной частью гигантского Дворца Советов, так и не построенного. В отсутствие наземной громады подземная оказалась как корни без кроны - лишена естественного смысла - и даже вызвала толки об адской сущности большевистской подземки.

В деталях отражается целое - по крайней мере в случае сталинского стиля это верно. Рассматривая эскизы светильников для станции «Площадь Революции» и люстр для «Таганской», сделанные Абрамом Дамским, понимаешь, каких знаний требовала эта работа в помпезном стиле для пролетариата.

О неизбывной утопичности советской архитектуры позволяет говорить проект двухэтажной станции Ивана Таранова: если его осуществить сегодня, все равно вышло бы дерзко.

Есть на выставке и вещи главных художественных героев московского метрополитена: эскизы станций Александра Душкина и Алексея Щусева, скульптура Матвея Манизера, тусклые масляные картины Александра Дейнеки, по которым выложат сверкающие мозаики «Маяковки». Эти работы великих собраны из небольших коллекций - личных и семейных собраний, ведомственных и учебных музеев - и поэтому сохраняют человеческое измерение, которое в самом метро не чувствуется.