Штрафы господрядчикам под Новый год

Минфин предлагает определить размер штрафа за неисполнение госконтрактов. Проект сырой, говорят эксперты, но времени не было: правила должны заработать с 2014 г.

Министерство финансов подготовило порядок определения санкций за нарушение обязательств по госконтрактам. Соответствующие поправки в закон о Федеральной контрактной системе (ФКС, вступает в силу с 1 января 2014 г.) размещены на едином портале раскрытия информации.

Сейчас законодательство не содержит фиксированных размеров штрафов и пеней, говорится в обосновании к проекту, опубликованном на госсайте, это «влечет необоснованное и неоптимальное установление размеров этих штрафов и пеней». Штрафы - способ манипуляции для госзаказчика, согласна предправления некоммерческого партнерства «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа» Екатерина Лезина.

Действующий до конца этого года закон о госзакупках (94-ФЗ) позволяет заказчику удержать неустойку за каждый день просрочки - не менее 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка. Отсутствие верхней границы позволяет устанавливать запредельные штрафы, чтобы отпугнуть нежелательных участников торгов, объясняет Лезина, компании боятся санкций и отказываются от участия в тендерах.

Неустойка должна быть такой, чтобы, с одной стороны, стимулировала добросовестное исполнение контракта, а с другой - исключала ситуацию, когда размер штрафа или пени будет выходить за пределы здравого смысла, говорит замдиректора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов.

По проекту Минфина штраф грозит и госзаказчику, и исполнителю по договору. Он установлен в процентах от суммы заказа, при этом размер процента снижается по мере роста стоимости контракта (см. таблицу). Но к нарушениям госзаказчиков Минфин подходит более лояльно: для них штраф по контрактам дешевле 100 млн руб. в 2,5-4 раза ниже, чем для исполнителя. К тому же на госзаказчика не распространяются штрафы за просрочку исполнения обязательств.

Было бы странно, если бы Минфин захотел сам себя штрафовать, замечает Николай Вознесенский из Goltsblat BLP, но никто не отменял механизм возмещения убытков. Если заказчик не платит, а подрядчик несет расходы, например по банковскому кредиту, - это типичные убытки, которые можно взыскать в суде, рассуждает Вознесенский.

Пени для госзаказчика предусмотрены в самом законе о ФКС: 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки от неуплаченной в срок суммы. Самое главное и в большинстве случаев единственное условие контракта, которое должен выполнить заказчик, - своевременно оплатить поставленный товар, работы и услуги, говорит Чемерисов. В некоторых случаях заказчик должен предоставить какие-то объекты, например подготовленную площадку для начала строительства, рассказывает он. В случае недобросовестного выполнения таких обязательств исполнитель может оштрафовать заказчика, заключает Чемерисов.

В законопроекте пени за просрочку вводятся и для господрядчика. Причем по мере увеличения просрочки размер пени будет снижаться. Это тоже «сложившаяся деловая практика», говорится в пояснительной записке к документу Минфина. Правильная норма, считает Вознесенский, она не разоряет подрядчика. Такой подход мотивирует господрядчика затягивать сроки, а не наоборот, удивляется Лезина.

Текст проекта согласован с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Минэкономразвития, сообщил представитель Минфина, сейчас он проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. ФАС проект поддерживает, подтвердил представитель службы. Позиция Минэкономразвития в проекте полностью учтена, сказал Чемерисов.

Большинство госконтрактов не содержит никаких штрафов для заказчика, знает федеральный чиновник. Мотивация простая, говорит он: в бюджете расходы на штрафы не предусмотрены. Но и исполнителей никто не штрафует, отмечает собеседник «Ведомостей»: ведь задержка исполнения свидетельствует о неэффективности и госзаказчика. Все это приводило к катастрофическому неисполнению госконтрактов, жалуется он.

Идея ограничить штрафы правильная, говорит Лезина, но проект «написан на коленке». Недоработки вызваны сжатыми сроками, считает она: все нормативно-правовые акты нужно внести к 1 января. В сентябре руководитель ФАС Игорь Артемьев в интервью агентству «Прайм» заявил, что вступление в силу закона нужно перенести на год. По ряду вопросов ведомствам не удалось договориться, поэтому необходимо принять порядка 50 нормативных актов правительства, объяснял он, а документы пока не готовы. «С инициативой [отложить вступление закона в силу] должно выходить Минэкономразвития», - отмечал Артемьев.

Руководством страны предложение о переносе сроков не было поддержано, знает Чемерисов: «Мы работаем в рамках установленного графика, и опасений, что закон не будет реализован, у нас нет, думаю, что к 1 января мы уложимся».