От редакции: Министерство тепла

А.Махонин/ Ведомости

В России холодно. Так что появление министра, по сути специализирующегося на тепле и трубах, выглядит логично. Новоназначенному министру Михаилу Меню, бывшему губернатору Ивановской области, не позавидуешь: ему досталось сложное и запущенное наследство.

Сообщения о недостатке топлива в котельных в Якутии, где замораживание коммуникаций ставит жителей поселков на грань выживания и может вынудить эвакуировать население, - лишнее тому подтверждение. Миллиарды рублей, потраченных на благоустройство и капремонт, не привели к качественным улучшениям в коммунальной сфере. По данным Росстата, площадь ветхого и аварийного жилья в 2003-2012 гг. выросла с 91,6 млн до 100 млн кв. м. Доля такого жилья в жилплощади в целом осталась почти на прежнем уровне - 3,2 и 3% соответственно. Похожая ситуация с другими коммунальными услугами. В частности, протяженность требующих замены водопроводных линий выросла за 10 лет со 127 000 до 154 600 км, доля аварийных сетей - с 38 до 44%. По мнению экспертов, некоторые проблемы в строительстве и ЖКХ возникали из-за аппаратных неувязок между Минрегионом и Госстроем. Аппаратный ответ на вызовы действительности найден: создано специальное ведомство, которое будет решать проблемы тепла и текущих труб в квартирах. Будет теперь и человек, в образе которого вечные проблемы низкого качества коммунальных услуг и их дороговизны будут персонифицированы. Его можно будет ругать, а в случае тяжелого кризиса - уволить.

Понятно, зачем нужен такой человек: недовольство несоответствием цены и качества жилья и коммунальных услуг, быстрым ростом тарифов регулярно прорывается вопросами обывателей к первому лицу на прямых линиях.

Люди просят президента провести водопровод, починить тепловые сети и решить другие вопросы, которые в цивилизованных странах относятся к полномочиям сельского старосты, муниципального совета, в крайнем случае региональных властей.

Решить проблему можно, передав полномочия содержания жилого фонда и коммунальной инфраструктуры, а также надзора за управляющими компаниями на нижние уровни госуправления вместе с соответствующими финансовыми ресурсами, что означает перераспределение доходов в пользу муниципальных властей. Необходимы также четкие правила работы для частных компаний, гарантии долго окупающихся инвестиций в инфраструктуру.

Создание Министерства строительства и ЖКХ говорит о том, что Кремль идет иным путем. Новое ведомство будет решать вопросы строительства и ремонта жилья и коммунальных сетей в ручном режиме из столицы. То есть будет действовать в логике нынешней «децентрализации», когда обязанности передаются регионам без должного обеспечения. Это вряд ли позволит решить системные проблемы коммунальной отрасли. Зато создание специального ведомства и учреждение поста министра, ответственного за температуру в домах и запах в подъездах, способно перенести недовольство обывателей с первых лиц на нерадивых бояр.