От редакции: Сочинская модель

А.Махонин/ Ведомости

Дискуссия об эффективности госкапитализма время от времени актуализируется. Сейчас, например, госкомпании в развивающихся странах торгуются с 50%-ным дисконтом к своим аналогам из частного сектора, пишут аналитики Bank of America Merrill Lynch (см. статью «Инвесторы не верят госкомпаниям», «Ведомости» от 1.11.2013). Государство непредсказуемо; для госкомпаний увеличение дохода акционеров не является приоритетом (чему пример - множественные случаи ущемления интересов миноритариев и невыплаты дивидендов); политические мотивы в работе госкомпаний снижают эффективность бизнеса.

С другой стороны, в тучные нулевые рыночная капитализация госкомпаний (особенно сырьевых) быстро росла; а в кризис 2008-2009 гг. госкомпании и компании близких к власти олигархов получали гарантированную помощь от бюджета. Но это, впрочем, ничего не говорит об эффективности - в первом случае отдача вызвана ростом цен на нефть, во втором - близостью к бюджету. То есть госкомпании привлекательны для инвесторов либо в эпоху общего повышательного тренда на рынках, либо в кризис как гарантия надежности. В стабильные времена госкомпании теряют в цене.

Любопытно выглядит в связи c этим ультиматум, который выдвинули правительству российские инвесторы Олимпиады в Сочи, - они требуют налоговых льгот и реструктуризации кредитов Внешэкономбанка (см. статью «Ультиматум из Сочи», «Ведомости» от 1.11.2013). Инвесторы, среди которых как госкомпании («Газпром», Сбербанк), так и крупный частный бизнес («Интеррос», «Базэл»), требуют льгот уже давно - они обвиняют государство в постоянном изменении условий и задач строительства олимпийских объектов, из-за чего стоимость их сильно выросла.

В этом отношении сочинский кейс - модельный для демонстрации неэффективности государственного планирования. И здесь вполне можно объединить госкомпании и крупный олигархический капитал - те и другие были политически мотивированы участвовать в проекте.

Впрочем, возможно, нынешний ультиматум - часть давнего плана. Госкомпании и олигархи могут отбить затраты - государство не допустит дефолта по олимпийским кредитам и вынуждено будет компенсировать расходы за счет бюджета. Но надо признать, что это будет кризисная компенсация. То есть близкий к государству бизнес должен быть всегда ориентирован на кризисы. И, конечно, перед нами еще один случай национализации убытков.

Для страны проект останется однозначно неэффективным - общие расходы на Олимпиаду за пять лет выросли в 5 раз, и все идет к тому, что они будут по максимуму оплачены из бюджета.