Туриндустрия лишается романтики

Туристические компании предпочитают нанимать людей без специального образования. Но уже очень скоро рынку понадобятся узкопрофильные специалисты, а где их взять - большой вопрос
А.Махонин/ Ведомости

Туризм - очень практическая сфера, а в вузах продолжают преподавать теоретики, причем по устаревшим методикам, сокрушается Петр Тосунидис, гендиректор туроператора «Команда приключений «Альпиндустрия». Начинающие специалисты обладают в лучшем случае общим набором знаний, но не владеют современными технологиями, не имеют реального опыта работы и не обладают знаниями конъюнктуры рынка. Получается, что краткосрочные курсы по туризму могут быть даже эффективнее, чем многолетнее обучение в вузе, говорит Тосунидис. Выпускникам не хватает практических навыков и операционных знаний: каковы принципы и методы работы в туризме, как избежать ошибок при формировании турпродукта, как обеспечить безопасность туристов во время поездки, какие прогрессивные технологии продаж существуют в этой сфере.

«Существует расхожее мнение, что работа в туристической отрасли - это романтика и бесплатные поездки за границу, - делится Вадим Зеленский, владелец компании Zelenski Corporate Travel Solutions, специализирующейся на бизнес-туризме. - На самом деле сотрудники туркомпаний ездят куда-либо по приглашению поставщиков (как правило, не чаще одного раза в полгода) и в таких «командировках» осматривают по 8-10 отелей в день».

Чему не учат в вузах

В современном гостиничном бизнесе ключевую роль играет менеджер, который занимается ценообразованием, тарифной политикой, следит за показателями доходности как всего объекта в целом, так и конкретных его услуг, рассказывает Сергей Пацай, управляющий сети отелей Amaks Hotels & Resorts. В частности, такие специалисты (их иногда называют менеджерами по управлению доходами гостиницы) должны быть в состоянии оперативно вносить изменения в тарифную сетку для достижения максимальных показателей доходности. Ориентироваться ему при этом нужно на такие гостиничные показатели, как загрузка отеля, среднесуточный тариф номера гостиницы (ADR), средний доход с номера (RevPAR), глубина бронирования и т. д.

Вот только ничему подобному в российских вузах на туристических специальностях не учат, утверждает Пацай.

С ним согласен Денис Логачев, бывший директор по управлению доходами гостиницы «Лотте отель Москва», выпускник Московского госуниверситета леса по специальности «прикладная математика и информатика».

«Менеджер по управлению доходами должен знать, что происходит на гостиничном рынке города и как это может повлиять на бизнес отеля, в котором он работает, - делится своим опытом Логачев, ныне директор по продажам и маркетингу того же отеля. - Он также должен быть в курсе успехов и неудач новых контрактов и развития бизнеса ключевых клиентов. Полагаясь на эти знания, менеджер сообщает отделу продаж, что ожидает гостиницу впереди: рост или падение спроса, какой сегмент рынка будет вести себя лучше или, наоборот, хуже. Иными словами, он должен уметь спрогнозировать заранее, что будет с рынком через три месяца или год».

Переманить финдиректора

На российском рынке в подавляющем большинстве отелей роль менеджеров по управлению доходами выполняют либо финансовые директора, либо руководители отдела продаж, либо менеджеры по продажам или маркетологи, говорит Пацай. Люди с экономическим образованием вполне подходят для этой должности, но тогда они так же хорошо должны знать специфику гостиничного бизнеса, добавляет он.

Чтобы найти такого специалиста, нужно обращать внимание либо на соответствующий опыт работы кандидата, либо на его умение логически мыслить, хорошо считать, четко формировать видение ситуации и быть способным довести свою точку зрения до коллег, рассуждает Пацай.

В компании Зеленского Weekends.Travel, которая предлагает туры выходного дня, работает 18 человек, а в отделе обслуживания клиентов - всего четыре человека, которые продают примерно 100-130 туров в месяц: все они не старше 30 лет, имеют как минимум трехлетний опыт работы, хорошо знают английский язык, ориентируются в интернете и в специализированных туристических b2b-ресурсах. При найме персонала компания не делает акцент на наличии специального туристического образования, зато охотнее берет кандидатов с дипломами экономистов или лингвистов, замечает Зеленский.

Компьютер считает лучше

Кадровый рынок в сфере туризма ждут большие перемены, говорит Тосунидис. «По мере успешного внедрения туроператорами программных комплексов, позволяющих интегрировать различные автоматические системы бронирования, начнется массовое сокращение линейного персонала отделов продаж, - предупреждает он. - Например, может исчезнуть такая специальность, как менеджер по формированию турпродукта (или тарификатор). В наиболее прогрессивных иностранных компаниях эту работу уже сейчас выполняют компьютерные программы. И в этом есть своя выгода: устраняются ручные операции, а значит, снижается вероятность ошибки».