Отдыхающие едут на войну

На западном туристическом рынке появилась и бурно развивается новая ниша - небольшие турфирмы отправляют туристов в зоны военных конфликтов
Есть туристы, которых не пугают горячие точки/ Phil Moore/ AFP

Почти все было готово. Небольшая группа туристов собиралась лететь в Турцию, а потом добираться посуху до Сирии. Организацией тура занимался сам Рик Суини, соучредитель туристического агентства Warzone Tours. Но в последнюю минуту путешествие отменилось. И не по причине опасности - по неофициальным данным, в военном конфликте в Сирии уже погибло 100 000 человек, - дело было в другом: американские туроператоры, отвечавшие за организацию поездки, испугались, что правительство США внесет их в список организаций, подозреваемых в сотрудничестве с «Аль-Каидой». Если бы это случилось, то Суини не смог бы выполнять свою работу. А его работа заключается в организации турпоездок в такие города, как, например, столица Сомали Могадишо или Ирака Багдад, а также в предоставлении услуг по обеспечению безопасности политиков и топ-менеджеров, отправляющихся в горячие точки.

Риск - благородное дело

Фирма Суини работает в том секторе туристических услуг, где агентства никогда не предлагают туристам пляжный отдых. Они отправляют их в страны, где ранее был или сейчас разворачивается военный конфликт. Это дорогой и опасный вид туризма. Иные даже скажут, что это увлечение для слишком рисковых и не очень психически здоровых людей. За индивидуальный тур в Багдад Warzone Тours может попросить с клиента до $40 000.

Warzone Tours рекламирует себя как агентство экстремальных путешествий, которое отправляет туристов в зоны вооруженных конфликтов. На сайте компании изображены солдаты и горящая машина. Вместо музыки раздаются звуки взрывов и крики.

Идея создать специализированную турфирму возникла у Суини, когда он сам работал в зонах военных конфликтов. «Я много бывал в Боснии и в Ираке. Мне так хотелось общаться с местным населением и изучать местные памятники культуры. Но у меня не было такой возможности», - вспоминает он.

Клиент всегда прав

Он обсудил идею с несколькими потенциальными клиентами, и их энтузиазм убедил его в том, что на рынке есть свободная ниша, так как среди туристов встречаются люди, желающие увидеть места прошлых и нынешних военных конфликтов. В 2008 г. он открыл компанию Warzone Tours.

По наблюдениям Суини, его типичный клиент - это человек, который никогда не служил в армии и не работал в структурах обеспечения безопасности, но «заработал денег и теперь хочет острых ощущений, которых он прежде в своей жизни не испытывал». Большинство клиентов - бизнесмены средних лет с доходом выше $100 000. Он вспоминает также одну женщину, которая купила тур в Ирак в качестве подарка для своего престарелого отца. «Может, она хотела побыстрее получить наследство», - саркастически замечает предприниматель.

Самая затратная статья бизнеса Суини - это расходы на безопасность, но они того стоят. Прежде чем отправить в горячую точку группу туристов, Суини посылает туда представителей частных служб охраны и безопасности, с которыми у него заключено соглашение, а затем нанимает проверенных местных охранников. «Мы в основном составляем маршруты и планируем поездки. Если мне, например, нужно было бы отправить какого-нибудь топ-менеджера в Мексику на местный завод, мне не нужно было бы нанимать столько охраны, сколько я нанимаю для наших туристов», - объясняет он.

Настоящие любители зон военных конфликтов всегда отправляются туда одни, продолжает Суини. Ходят слухи о том, как подобные туристы притворялись журналистами, лишь бы попасть на передовую. В Сирии, к примеру, рассказывают о женщине, которая хотела выйти замуж за бойца Свободной армии Сирии и поэтому рвалась в окопы. Другая женщина недавно порвала с женихом и бросалась под пули, чтобы ее убили. А двое подростков, сбежавших из колледжа, пробрались на линию фронта, чтобы потом похвастаться перед друзьями фотографиями с автоматами AK-47 в руках.

Запретный плод

Суини ничуть не смущают опасности, которые таят в себе путешествия в Багдад или Могадишо. А ведь британское и американское правительства неоднократно обращались к населению своих стран с просьбой не посещать эти города. «Туристам кажется, что эти регионы опаснее, чем они на самом деле есть. Конечно, рядом могли пострелять или бомба в машине вдруг взорвалась. Но ведь нас при этом не задело», - невозмутимо рассуждает он.

Однако далеко не все предприниматели в сфере туризма приходят в восторг от идеи создания туристического агентства, посылающего людей на войну. В 2006 г. 35-летний британец Джеймс Уиллкокс помог двум эмигрантам, афганцу и пакистанцу, создать турагентство Untamed Borders. В отличие от Суини Уиллкокс никогда не был военным, но часто путешествовал по Центральной Азии. «Путешествия меня многому научили», - говорит теперь он. Untamed Borders организует такие туры, как, например, посещение пещер в Бамианской долине в Афганистане, где талибаны разрушили огромные статуи Будды. «Туристы, желающие поехать в зону военного конфликта, страшные туристические поездки, пугающие, отвратительные сайты с военной тематикой, - это все то, чего мы избегаем. Мы занимаемся совсем другим», - утверждает он.Тем не менее он признает, что путешественники любят фотографировать сгоревшие советские танки в Афганистане и посещать места, где лежат сбитые в 1993 г. в столице Сомали американские вертолеты Black Hawk («Черные ястребы»).

Крыша под контролем

Работа Уиллкокса состоит в основном в организации и контроле за турами в Афганистан, в особенности в известный Ваханский коридор, который еще называют «крышей мира», на востоке этой страны. Он не включает в свои туры визиты в Кандагар и Гильменд, хотя возит туристов в Кабул. «Люди считают, что это все зона военного конфликта. Но в Кабуле 6 млн людей ежедневно отправляются на работу, и с ними ничего не случается. У страха, как известно, глаза велики. На самом деле риск не столь высок», - говорит предприниматель.

Уиллкокс винит во всем драматические телесюжеты и газетные статьи, которые искажают реальную жизнь. «Когда в Лондоне в 2011 г. начались беспорядки, мне стали звонить и писать люди из Грозного, Кабула, Пешавара и Могадишо. Они увидели по телевизору картинку горящего Лондона и решили, что я в опасности», - смеется он.

Николас Вуд, бывший корреспондент газеты The New York Times на Балканах, в 2011 г. основал турагентство Political Tours. Его фирма отправляет туристов в Ливию, Северную Корею и даже в сраженный финансовым кризисом лондонский Сити.

По словам Суини, основной доход он получает от оказания услуг по охране политиков и топ-менеджеров. Когда же речь идет о туристических поездках в опасные зоны, Суини приходится тщательно проверять клиентов. «Мы отказываем тем, кто, к примеру, хочет получить в свое распоряжение автомат AK-47. Мы считаем, что оружие должно находиться в руках профессионалов, а не клиентов», - рассказывает он. Более того, Суини вообще не хочет, чтобы его называли турагентом. «Мы просто охраняем тех, кто едет в зону военного конфликта», - скромно замечает предприниматель.

Он также отрицает, что наживается на страданиях людей. «Я, наоборот, хочу, чтобы путешественники поближе познакомились с местным населением, ели с этими людьми за одним столом и вели с ними задушевные беседы», - говорит он.