Подняли пух и перья

Перед шведским шоу «Лебединое озеро. Перезагрузка» одна за другой капитулируют столицы балетного мира. Позади Париж, впереди Москва
Матери главного героя не до проблем сына-подростка/ Mats Boecker

Тридцатидевятилетний Фредрик Ридман не боится раскрыть козырной трюк своей постановки еще до ее начала. Во всех пресс-релизах рассказано, что белоснежные девственные лебедицы превратились у него в проституток, а злой волшебник Ротбарт - в их сутенера и торговца наркотиками. Швед далеко не первый хореограф, очарованный сновидениями Льва Иванова, великого заместителя Петипа. И не первый, решивший их осовременить. На шедевр еще в 1980-х покусился сам Матс Эк, у которого брутальные бритоголовые лебеди передвигались тяжелой шаркающей поступью. После этого перекраивать «Лебединое озеро», тренируя зрителя в политкорректности, стало в балетном мире практически тестом на профессионализм, и совсем недавно схожую трепанацию проделал с классическим сюжетом в Киеве Раду Поклитару.

Ридман - не только соотечественник Эка, но и экс-танцовщик его «Кульберг-балета», участвовавший и в «Лебедином озере». У своего мэтра он позаимствовал внимательное отношение к оригиналу. И хотя даже хрестоматийный Чайковский разбавлен в этой версии техномузыкой (специально написанной по заказу хореографа, что возвращает в балет плодотворную, но умирающую традицию тесного сотрудничества с композитором), это одна из немногих версий, в которых использован оригинал партитуры, а не ее позднейшая переделка, нашпигованная вставными номерами. Вместо бальных туфелек-пуантов и пышных нарядов в форме пачек народ в новой версии «Лебединого озера» ходит в вечерних платьях и на каблуках, а экс-лебеди наряжены в традиционную униформу девушек с улицы красных фонарей - куртки с лебяжьим пухом и ботфорты. Фирменные лебединые прыжочки - па-де-ша заменила смесь модерна, брейка, рэпа и безымянного танцевального сленга. Но за шокирующими новациями легко прочитывается классический сюжет. Умение рассказывать историю - сильнейшая сторона таланта хореографа Ридмана. Не нужно никакого либретто, чтобы понять: подросток, не находящий взаимопонимания с родителями, которые заняты собственными проблемами, празднует совершеннолетие. Этот день, не обремененный радостными событиями, но сохраняющий каркас праздника, оборачивается душевными потрясениями и жизненными открытиями. При этом на своих местах остаются даже шут с его банальными приколами и неискоренимые «маленькие лебеди», в этой постановке уморительно пародирующие свою академическую версию. Так что шоу Фредрика Ридмана оказывается увлекательным не только для неофитов, но и для балетоманов - его спектакль можно рассматривать как кроссворд, находя зашифрованные в нем классические рудименты.

Двухнедельный марафон спектаклей триумфально завершился на сцене парижского Casino de Paris, которое еще помнит другую балетную легенду - шоу Ролана Пети и Зизи Жанмер. В ноябре шведское «Лебединое озеро» приезжает в Россию. Вслед за Лондоном, Парижем, Франкфуртом, Веной, Берлином и Мюнхеном частью европейского турне стали Москва и Санкт-Петербург.