Свердлов уходит с госслужбы

Денис Свердлов, в августе сменивший кресло замминистра связи на должность советника, окончательно уходит из Минкомсвязи. Бывший чиновник, а до этого гендиректор «Скартела» теперь займется собственным бизнесом
Денис Свердлов больше не госслужащий/ Екатерина Чеснокова/ РИА Новости

Представители МТС, «Мегафона» и «Tele2 Россия» отказались от комментариев.

Денис Свердлов, назначенный замминистра связи и массовых коммуникаций летом 2012 г., а год спустя ставший советником министра, уходит из министерства, рассказал «Ведомостям» человек, знакомый с несколькими сотрудниками Минкомсвязи. Свердлов подтвердил: сегодня последний день его работы в министерстве, которое он покидает по семейным обстоятельствам.

В должности замминистра Свердлов курировал два направления - отрасль телекоммуникаций и электронное правительство. За год с небольшим Минкомсвязи подготовило несколько решений в этой области: отменены так называемые частные решения о выдаче частот (теперь компании могут получать только частоты, выделенные для гражданского использования в общем порядке), все частоты теперь распределяются строго через аукционы, а плата за них теперь зависит не от количества базовых станций, которые вводит оператор (такая норма являлась, по сути, «наказанием» оператора за активное развитие, замечает Свердлов), а от ширины используемой им полосы спектра. Кроме того, изменен порядок утверждения регламента работы Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) - теперь его утверждает не сама комиссия, а правительство, добавляет Свердлов.

Другими важными новациями законодательства о связи он считает разработку новых правил доступа к объектам телекоминфраструктуры и требований, предъявляемых к операторам - получателям частот. До сих пор регулятор накладывал обязательства по покрытию населенных пунктов только на операторов, которым выдавал частоты впервые (и обязательства от конкурса к конкурсу были разными). Теперь же Минкомсвязи предложило ввести единую систему условий использования спектра, которой можно будет руководствоваться не только при первичной выдаче частот, но и при продлении ранее выданных решений. Эта мера позволит обеспечить доступность связи и устранит искажения конкуренции на рынке, рассчитывает бывший чиновник.

А в сфере электронного правительства Свердлов считает самым важным то, что заработала система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). По закону чиновники уже с 1 июля 2012 г. были не вправе требовать с человека или организации сведения, которые есть у других ведомств, но на практике эта норма не действовала. Минкомсвязи скоординировало работу по этому направлению и система заработала, говорит Свердлов.

Свердлов был назначен замминистра связи вскоре после того, как Минкомсвязи возглавил Николай Никифоров. В этой должности он проработал чуть более года, а в августе 2013 г. подал в отставку - после того как в законодательство внесли изменения, запрещающие чиновникам и членам их семей владеть акциями иностранных компаний и зарубежными счетами. Свердлов, семья которого такими активами располагает, решил сохранить их и последние три месяца работал советником министра - впрочем, активно участвуя и во внутриведомственных совещаниях, и в заседаниях ГКРЧ. Тем временем направления, которые он курировал прежде, были перераспределены: за электронное правительство теперь отвечает недавно утвержденный в должности замминистра Алексей Козырев, а телекоммуникационную отрасль Никифоров предлагает поручить Дмитрию Алхазову (ныне возглавляет департамент инфраструктурных проектов Минкомсвязи, представлен в правительство на должность замминистра).

Будущее место работы Свердлов не называет, но говорит, что это не госслужба и не менеджерская работа, а предпринимательство.

Исполнительный вице-президент по поддержке бизнеса «Вымпелкома» Павел Бородин сожалеет, что Свердлов уходит из Минкомсвязи. «Не секрет, что он был не самым простым партнером в диалоге ведомства с телекоммуникационным сообществом, но нужно отдать ему должное - ему однозначно удалось освежить деятельность министерства и привнести в работу ведомства бизнес-подход, чего часто не хватает органам власти», - передал он «Ведомостям».