Пиршество перед уходом

В Зальцбурге состоялась презентация программы летнего фестиваля - 2014: в фокусе внимания - Первая мировая война и музыка исламского Востока
Программу будущего лета представили Александр Перейра, Хельга Рабль-Штадлер и писатель-историк Кристофер М. Кларк, автор книги «Лунатики. Как Европа вступила в войну 1914 года»/ Salzburger Festspiele/ Andreas Kolarik

Совершив стремительный марш-бросок по музыкальным столицам мира - Вене, Берлину, Лондону, интендант Александр Перейра и бессменный директор Хельга Рабль-Штадлер представили программу летнего фестиваля. За шесть недель, с 18 июля по 31 августа, в Зальцбурге пройдет 280 событий: качество их обещает быть отменным, судя по составу участников.

«Вы можете быть уверены, что я посвящу все свои силы следующему фестивалю», - заверил собравшихся интендант, для Перейры это будет его третий - и последний - фестиваль. С 2015 года Перейра переходит в миланский La Scala. А в переходный период, с 2015 по 2017 год, обязанности интенданта будет исполнять Свен-Эрик Бехтольф, ныне отвечающий за формирование театрально-драматической части программы фестиваля и раз в сезон сам ставящий оперный спектакль.

Этим летом Бехтольф покажет свою режиссерскую версию «Дон Жуана» Моцарта: за пульт встанет Кристоф Эшенбах, среди звездных солистов значатся Ильдебрандо де Арканджело и Женя Кюмайер.

Нынешний фестиваль проходит под знаком столетия с начала Первой мировой войны. 1914 год маркировал важный рубеж, после которого долгая мирная жизнь Европы в XIX веке закончилась безвозвратно. Наступили времена хаоса, насилия и революций: наступил ХХ век.

Тема выбрана богатейшая, и раскрыта она будет в основном на материале чисто театральном. Центральным событием станет инсценировка военной сатирической драмы австрийского писателя Карла Крауса «Последние дни человечества». Стоит многого ожидать и от мировой премьеры «Запретной зоны» Дункана Макмиллана (в постановке Кети Митчелл), а также от пьесы Одона фон Хорвата «Дон Жуан приходит с войны» (режиссер - Андреас Кригенбург).

В оперной части программы тема войны будет отрефлексирована в новой опере Марка-Андре Дальбави «Шарлотта Соломон», написанной по заказу фестиваля. Она посвящена трагической судьбе еврейской художницы, которая была арестована в Ницце вместе с мужем, депортирована, попала в лагерь Аушвиц-Биркенау, где оба погибли, не вынеся нечеловеческих условий.

Всего летом запланировано восемь опер: шесть полноценных постановок и два концертных исполнения. Кроме уже упомянутых «Дон Жуана» и «Шарлотты Соломон» состоятся премьеры «Кавалера розы» Рихарда Штрауса (режиссер Гарри Купфер, дирижер Зубин Мета, в главных партиях Крассимира Стоянова, Софи Кох); «Трубадура» Верди (Алвис Херманис; Даниэле Гатти; Анна Нетребко, Пласидо Доминго); редко исполняемой единственной оперы Шуберта «Фьеррабрас» (Петер Штайн; Инго Метцмахер; Доротея Решманн, Михаэль Шаде); «Золушки» Россини (Дамиано Микелетто; Жан-Кристоф Спинози; Чечилия Бартоли). В концертном исполнении прозвучит «Фаворитка» Доницетти (Элина Гаранча, Хуан Диего Флорес, Карло Коломбара). Даже из простого перечисления имен ясно, что в этом году подбор солистов и постановщиков практически идеален.

Единожды пройдет специальный «Тристан-проект» Даниэля Баренбойма с его молодежным оркестром «Западно-восточный диван»: главные партии споют Вальтрауд Майер, Екатерина Губанова, Рене Папе и Стефан Рюгамер.

И это не считая четырех облегченных спектаклей в цикле «Опера для детей»: «Похищение из сераля», «Игра между Моцартом и Россини» на материале «Золушки», облегченного «Трубадура» и «Фьеррабраса».

Особенно заманчиво выглядит в этом году программа концертного цикла Ouverture Spirituelle («Духовные увертюры»). Новшество, введенное Перейрой в 2012 году, удлиняет программу летнего фестиваля на неделю. И в качестве «увертюры» предваряет основную программу музыкой преимущественно сакрального содержания. В этом году акцент сделан на барочном HIP («исторически информированном исполнительстве»): Уильям Кристи со своим ансамблем Les Arts Florissants, Джон Элиот Гардинер с «Английскими барочными солистами» и его же «Монтеверди-хором», Жорди Саваль с «Гесперионом». Дополняют блистательную плеяду «старинщиков» ансамбли world music. Но если прошлым летом в программу фестиваля произошел мощный вброс японской музыкальной традиции, то в этом году акцент сделан на музыке ислама, причем в суфийском, самом эзотерическом наклонении. Два концерта ансамбля «Аль-Тарика-аль-Газулиа» представят суфийские песнопения в исполнении Хоссама Махмуда и Шейха Салема Алгазойлу.