Зачем директору свобода

Западные торговые сети наделяют директоров магазинов куда большими полномочиями, чем их российские конкуренты, привыкшие регламентировать каждый шаг своих управляющих. Подход последних выгоден бизнесу, но небезопасен
А. Таранин

Директора магазинов в сети гипермаркетов «Ашан Россия» имеют возможность управлять не только ассортиментом товаров, но и ценой. При том что в этой компании, как и в любой другой, существуют общепринятые принципы и правила работы, регламентированные центральным офисом.

«Формирование номенклатуры товаров, постоянного ассортимента, товаров для сезонных операций и промоакций у нас - труд коллективный, - рассказывает директор компании по внешним коммуникациям Мария Курносова. - Этим занимается команда маркетинга вместе с менеджерами соответствующих отделов и директорами магазинов. Такие собрания называются «союзами». Когда номенклатура определена, к работе приступает отдел закупок, который подбирает конкретные товарные позиции. Так формируется каталог».

Больше свободы

Дальше - больше свободы. Причем касается она не только директоров магазинов, но и менеджеров отделов. «Например, управляющий магазином выбирает из каталога те товары, которые считает востребованными у покупателей, и ставит ту цену, по которой считает правильным продавать, - рассказывает Курносова. - Здесь полная децентрализация. Именно поэтому в наших магазинах можно встретить разный ассортимент и разные цены на один и тот же товар. Они, конечно, не слишком отличаются, так как есть ограничение по максимальной наценке, но нет и единой для всех магазинов цены».

Директора магазинов могут также самостоятельно реализовывать коммерческие идеи, которые им кажутся интересными. Так, например, в Екатеринбурге был запущен проект «Рынок в магазине»: в гипермаркете представлен ассортимент настоящего рынка - мед, орехи, соленья и прочее, которые можно покупать на вес с прилавков. В Новосибирске начали печь домашние пироги и продавать поштучно булочки из упаковки, в Москве - вводить кассы самообслуживания («Ашан-Сокольники»), а в Петербурге, где гипермаркет находится в деловом центре, открыли кафетерий для офисных служащих.

«Такая автономность помогает проверить решения в режиме одного магазина, а потом предложить проекты в другие гипермаркеты», - говорит Курносова. Конечно, риски в таком подходе есть, признает она: например, директор может слишком увлечься самостоятельностью и отойти от коммерческих принципов компании. Чтобы избежать этого, любой проект, даже самый маленький, представляется руководству и оценивается, насколько он соответствует потребностям клиентов и принципам торговли компании, подчеркивает Курносова.

Подстроиться под спрос

«Западные компании, работающие в России, как правило, предоставляют больше свободы руководителям магазинов, - делится наблюдениями Анна Бурова, директор по консалтингу и организационному развитию WardHowell. - В некоторых сетях директора на месте решают не только вопросы ассортимента и набора персонала, но и ценообразования и логистики. Такая децентрализация не несет никаких рисков и даже напротив - позволяет учитывать специфику локальных рынков».

«Почему многие федеральные сети в тех или иных городах проигрывают небольшим частным магазинам? - рассуждает Юлия Капитанчук, партнер консалтинг-центра «Шаг». - Последние более гибки, так как стараются найти товар, которого нет у сетевиков, или предлагают сервис по доставке товара. Иными словами, пока крупные сети из-за огрехов в логистике не успевают привезти товар вовремя, он уже есть в локальной сети. Пока первые рассуждают, что это неслыханное дело - иметь тысячу грамотных закупщиков и логистов вместо одного в центральном офисе, местные магазины успешно формируют ассортимент под клиента».

Все в одних руках

Впрочем, не все компании считают, что децентрализация - это благо. В «М.видео», напротив, модель управления магазином строго регламентирована. «Мы используем централизованную модель повсеместно с основания компании и убедились в ее эффективности, - рассказывает представитель «М.видео» Антон Пантелеев. - Это касается любых вопросов - начиная с ассортимента товара и заканчивая оформлением магазинов». По его мнению, единый, унифицированный, подход к управлению дает покупателям ощущение стабильности, а постоянным клиентам - экономию времени на поиске и выборе покупки.

Свобода полномочий директоров магазинов «М.видео» простирается не дальше общения с покупателями: все спорные ситуации, возникшие с клиентом, он разрешает самостоятельно, отмечает Пантелеев. А вот реализовать любую другую инициативу управляющий магазином может только по согласованию с центром.

Похожая модель управления практикуется в «Азбуке вкуса», где директор магазина может давать рекомендации, как улучшить ассортимент, только через категорийного менеджера. Также он может провести ту или иную акцию, предварительно сделав запрос в департамент маркетинга. Что же касается цены, то это компетенция исключительно отдела по ценообразованию, который находится в московском офисе, рассказывает представитель сети Андрей Голубков.

У централизованной модели управления есть плюсы, признают эксперты и участники рынка: в некоторых случаях она, например, позволяет компании создавать сильное конкурентное преимущество. «Один наш клиент сумел достичь таких договоренностей с десятками поставщиков, что в результате сеть в любой точке страны могла проводить привлекательные скидочные акции, увеличивая трафик и не теряя при этом в марже в сравнении с конкурентами», - рассказывает Капитанчук.

Единый подход в области закупок, финансов, маркетинга, IT и др. позволяет снизить затраты на управление всеми этими процессами, отмечает Бурова.

Фактор риска

«Компании не всегда оправданно снимают ответственность с руководителей торговых точек за те функции, которые составляют суть их работы, - это касается не только подбора персонала, но и установления рабочего графика, определения штата, мотивации, ротации, зон развития и т. д., - рассуждает Бурова. - В результате вместо полноценных руководителей, отвечающих за бизнес в торговом подразделении, по факту формируется штат администраторов, выполняющих роль посредников между сотрудниками и центральным офисом. Роль менеджера как человека, отвечающего за бизнес-результаты коллектива, нивелируется, управляющие на местах становятся безынициативными и недееспособными. А склонные к самостоятельности руководители либо продвигаются в центральный офис, либо уходят к конкурентам на позицию директоров с более широкими функциями». Для сетей, у которых количество управленцев торговыми подразделениями насчитывает несколько сотен, а иногда и тысяч человек, низкий уровень квалификации менеджеров становится фактором риска, предупреждает Бурова.