«Большая тройка» испугалась четвертого

Операторы «большой тройки» пересматривают тарифную политику. Их беспокоит грядущее объединение Tele2 и мобильных активов «Ростелекома», в результате которого в Москве и других регионах у них может появиться мощный конкурент-дискаунтер
Е.Кузьмина/ Ведомости

Операторы «большой тройки» решили увеличить долю так называемых «пакетных» тарифов, рассказал «Ведомостям» партнер МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» и подтвердили менеджеры этих операторов. Такие тарифные планы включают в себя набор услуг (столько-то минут разговора, столько-то sms, столько-то гигабайт интернет-трафика) по фиксированной цене, и эта цена ниже той, которую абоненту пришлось бы платить, если бы он покупал все услуги по отдельности. При этом отказаться от использования каких-либо услуг, купленных в пакете, и, соответственно, сэкономить абонент не может.

Собеседники «Ведомостей» утверждают, что «пакетная политика» является частью подготовки к отмене мобильного рабства (с 1 декабря этого года абоненты смогут менять оператора, сохраняя номер телефона) и к выходу на рынок нового федерального игрока - мобильной компании, образованной на базе «Ростелекома» и Tele2 (это должно произойти в начале следующего года). Если вновь созданная компания унаследует от Tele2 тарифную политику и будет дискаунтером, то конкурировать с ней будет сложно.

Сейчас Tele2 представлена в 42 регионах, а будет во всех, включая самый платежеспособный - Москву. Между тем ARPU (доход от одного абонента) операторов «большой тройки» на 20-30% выше, чем у Tele2 (см. рисунок). А без учета богатой Москвы - на 10-20% в зависимости от региона, говорит аналитик Telecomdaily Денис Кусков. При этом в тех городах, куда Tele2 вышла недавно, абонентов у нее зачастую больше, чем у компаний «большой тройки».

Операторы признают, что меняют тарифную политику, но говорят, что делают это не в связи с приходом нового игрока.

МТС видит, что пакетные тарифные планы повышают лояльность абонентов, это позволяет оператору не бояться введения переносимости номеров (MNP), говорит представитель компании Дмитрий Солодовников. МТС изучала практику операторов, работающих на развитых рынках, консультировалась со стратегическим партером - Vodafone и адаптировала этот опыт к России. Весной этого года МТС представила пакетные предложения для массового рынка - абонент покупает пакет мобильного интернета, а голосовые сервисы и sms получает бесплатно. А осенью оператор запустил аналогичную линейку для корпоративных клиентов.

«Вымпелком» уже давно и целенаправленно делает ставку на пакетные предложения, рассказывает его пресс-секретарь Анна Айбашева. За последний год оператор удвоил долю абонентов, использующих пакеты. «Вымпелком» тоже изучал опыт западных операторов - итальянской Wind и британской Vodafone.

«Мегафон» внимательно изучает международный опыт по разработке пакетных тарифов, их популярность растет, говорит представитель оператора Юлия Дорохина.

Переход на систему использования пакетных тарифов может повлиять на выручку операторов не так, как им хотелось бы, считают эксперты.

Аналитик «Сбербанк CIB» Анна Лепетухина говорит, что зачастую операторы делают пакетные предложения привлекательными по цене, рассчитывая на то, что в следующий раз абонент купит пакет побольше и подороже. Но этого может и не произойти. Лепетухина приводит в пример украинский бизнес Vimpelcom ltd.: выручка оператора во II квартале 2013 г. снизилась на 1% как раз из-за введения пакетных тарифов. Партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский говорит, что сейчас при использовании пакетных предложений затраты абонента заметно уменьшаются. С другой стороны, и оператор может сэкономить: абоненты не всегда используют пакеты полностью.