От редакции: Модное Зарядье

Департамент культуры города Москвы

И то, что на месте гостиницы «Россия» в Зарядье будет парк, и то, что конкурс выиграл международный консорциум Diller Scofidio + Renfro, звучит удивительно. Веяния последнего времени требовали бы появления на этой знаковой территории чего-то невероятно государственного, коммерческого и православного. Но пока ничего подобного не произошло.

Выиграли архитекторы мирового уровня. Среди их ландшафтных проектов - парк High Line на Манхэттене, протянутый по бывшей железнодорожной эстакаде, и фантастическое здание-облако на озере Невшатель в Швейцарии. Зарядье по их проекту должно превратиться в чудо ландшафтного дизайна с четырьмя природными зонами и гигантскими крытыми павильонами с искусственным климатом. Не забыты также концертный зал и подземная парковка на 500 машино-мест.

Зарядье многое испытало на своем веку. Сталин снес старое Зарядье, чтобы поставить тут еще одну высотку. Хрущев построил самую большую в мире гостиницу. На месте никем не любимой, снесенной «России» планировалось строить гостиничный комплекс, но территория многие годы пустовала. В 2012 г. Владимир Путин предложил устроить здесь парк.

Решение провести открытый конкурс с широким участием иностранных архитекторов и некоммерческий характер предполагаемой застройки многие связывают с аппаратной борьбой команд Собянина и Лужкова. Обустройство парков и пешеходных зон в Москве стало фирменным стилем администрации Собянина, а проведение конкурса как раз пришлось на предвыборный период.

Когда речь идет о действительно важных проектах, в России принято приглашать иностранцев. Качество оказывается важнее идеологии. Достаточно вспомнить, что Кремль, в том числе главный собор России - Успенский, строили католики-итальянцы. Реставрация Большого Кремлевского дворца, Дома правительства и Государственной думы в 1993-1994 гг. была доверена швейцарской компании Mabetex.

Проблема в том, что эта традиция плотно связана с другой, не менее почтенной - коррупцией. Дело Mabetex стало притчей во языцех, а многочисленные проекты Норманна Фостера остались нереализованными из-за невозможности согласовать их в московском стройкомплексе. Парк рядом с Кремлем, созданный в соответствии с современными представлениями о ландшафтном дизайне, был бы прекрасным способом произвести впечатление на россиян и иностранцев. Только бы одни традиции не возобладали над другими. Из заявлений московских чиновников следует, что окончательное техническое задание может заметно отличаться от проекта-победителя.