От редакции: Номенклатура Иванова

Руководитель администрации президента Сергей Иванов/ А.Махонин/ Ведомости

Руководитель администрации президента Сергей Иванов намерен изменить нынешний порядок отбора высшей бюрократии и вернуться к советским принципам кадровой селекции. «Ничего зазорного в этом я не вижу - лучшего все равно никто ничего не придумал и не придумает», - заявил вчера Иванов. Конечно, нет ничего зазорного в том, чтобы воспользоваться государственными технологиями погибшего государства. Вопрос: разумно ли это?

Ответ зависит от того, какие именно советские практики предполагает возвратить Иванов и возможно ли это на современном этапе. Михаил Восленский в известной книге «Номенклатура» называл ключевыми особенностями формирования советского правящего класса строгий порядок выдвижения работников на вышестоящие должности, предварительное длительное изучение политических и деловых качеств кандидатов, регулярную ротацию высшей бюрократии. В СССР с известными исключениями, подтверждавшими правила, действовал принцип меритократического отбора, когда на вышестоящую должность можно было попасть, только подтвердив свою эффективность на прежней работе. В коммунистическом Китае этот принцип дополняется сдачей квалификационных экзаменов.

Другие черты номенклатуры - изолированность от общества и персональная ответственность бюрократов за порученную работу. В такой системе подготовки кадров можно найти положительные черты: номенклатура была (в Китае - осталась) социальным лифтом. Длительная подготовка и прохождение всех ступеней позволяли будущему руководителю детально узнать вверенную ему сферу деятельности. Но при этом принципы селекции часто ставили политическую благонадежность выше управленческих талантов.

В позднем СССР и Китае отбор нередко оборачивается соревнованием клиентел. Наконец, необходимость выполнить указания высшей инстанции (как говорил бывший нарком нефтяной промышленности и председатель Госплана Николай Байбаков: «Лопни, но выполни») в сталинские годы приводила к громадным жертвам и непроизводительному расходу ресурсов, а в брежневские - к очковтирательству и припискам.

Возвращение жестко упорядоченной системы представляется шагом вперед по сравнению с нынешними практиками отбора в высшие эшелоны власти преимущественно по принципам личного знакомства клиента и патрона. Действующие сегодня правила передачи должностей, статуса и ренты по наследству откровенно противоречат советским номенклатурным принципам прохождения всех ступеней бюрократической пирамиды.

Мы согласны с Сергеем Ивановым: на время действительно стоит вернуть номенклатурные правила СССР. Высшим чиновникам придется сместить своих родственников и друзей с высоких и хлебных должностей. Кстати, где работают ближайшие родственники самого Иванова?

Но по-хорошему меритократические принципы назначения должны вернуться в Россию не как новое торжество номенклатуры, а как следствие создания качественных институтов государства.