Украина не торопится

Украинский бизнес просит президента отложить подписание соглашения с ЕС, а президент просит правительство восстановить отношения с Россией

Через две недели в Вильнюсе откроется саммит Восточного партнерства, где Украина рассчитывает подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Но вчера Рада так и не приняла во втором чтении законы о прокуратуре и выборах и не определилась с законом об освобождении экс-премьера Юлии Тимошенко. Крайний срок, чтобы успеть к саммиту - 19 ноября. Но бизнес уже попросил президента Виктора Януковича отсрочить подписание соглашения.

Отношения с Россией и другими странами Таможенного союза ухудшились - Украина рискует лишиться рынков сбыта, предупредил Януковича президент УСПП Анатолий Кинах. В Европе украинских промышленников «никто не ждет», сетовал президент Новокраматорского машиностроительного завода Георгий Скударь: «Как мы не могли поставить в Германию никогда прокатный стан, мы его и теперь не поставим». А депутат и бывший промышленник (ранее возглавлял холдинг «Норд») Валентин Ландык от имени бизнеса попросил Януковича перенести подписание соглашения с ЕС на год: «Дайте нам возможность подготовиться, закупить оборудование».

Украинский бизнес попросили обратиться с такой просьбой, считает человек, близкий к кремлевской администрации: украинскому руководству это выгодно - будет еще год, чтобы торговаться и с Россией, и с Европой и затем определиться исходя из текущей конъюнктуры.

Правительство не получало от президента поручения отсрочить подписание соглашения, уверяет пресс-секретарь украинского премьера Николая Азарова Виталий Лукьяненко. Главная задача, которую поставил президент по итогам встречи с бизнесом - «восстановление объема отношений с Россией», подчеркивает Лукьяненко: компаниям важно сохранить российский рынок.

Российские чиновники не раз предупреждали, что ограничат доступ украинских компаний на рынок, если Украина вступит в ассоциацию с ЕС. Сейчас украинские товары (кроме белого сахара) ввозятся в Россию беспошлинно. Но после подписания соглашения об ассоциации, могут быть введены количественные ограничения, временные пошлины или усложненные таможенные процедуры, говорил ранее замминистра экономического развития Алексей Лихачев. По соглашению о зоне свободной торговли СНГ Россия имеет право вводить защитные меры в случае угрозы своему рынку, объяснял Лихачев: а она возникнет, если Украина откроет границы с ЕС. Ужесточение может коснуться основных статей украинского экспорта в Россию: продукции сельского хозяйства, машиностроения и металлургии, не исключали федеральные чиновники.

«Обострял ситуацию» и «Газпром», рассказывал человек, близкий к концерну. Сразу после того, как предправления «Газпрома» Алексей Миллер предложил из-за долгов Украины перевести ее на поставки газа по предоплате, получив публичную поддержку премьера и администрации президента, источник «Ведомостей» в «Газпроме» объяснял, что дело не в контрактных обязательствах «Нафтогаза». По его словам, «Газпром» давно мог бы перейти на предоплату с «Нафтогазом», проблема была «общеполитическая». Угроза перевести «Нафтогаз» на предоплату так и не была реализована, хотя к его до сих пор не погашенному долгу за август (стал формальной причиной конфликта) на прошлой неделе прибавился новый долг за октябрь. Сегодня пройдет встреча предправления «Нафтогаза» и «Газпрома»

Евгения Бакулина и Алексея Миллера, сообщил министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий.

В прошлые выходные Янукович приезжал в Москву, чтобы обсудить с российским коллегой Владимиром Путиным торгово-экономические отношения. До встречи вероятность, что Украина подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, была около 90%, а после стала менее 50%, говорит человек, близкий к администрации президента: но нельзя исключать, что Украине все-таки придется определиться с выбором в ближайшее время.

Судя по реакции России, Украине удалось усилить свои переговорные позиции, замечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: но вряд ли Украина всерьез готова измерить традиционному принципу «никуда не вступать», и сейчас попытается найти пространство для маневра.