«Мечел» больше не закладывать

Неприятности «Мечела» не ограничились рекордным падением капитализации: Центробанк вчера приостановил операции с бумагами компании
A.Rudakov/ Bloomberg

Вчера кредиторы «Мечела» продолжили успокаивать напуганных инвесторов. В среду член правления Газпромбанка Екатерина Трофимова заявила, что переговоры о ковенантных каникулах идут «в графике и в положительном русле» (финансовый директор компании Станислав Площенко обещал договориться с кредиторами к концу ноября). Вчера об успехах в переговорах заявил предправления Сбербанка Герман Греф. «Реструктурировали серьезно их обязательства. У них есть две большие части бизнеса - это угольные активы и металлургические. Угольные чувствуют себя лучше. Большую часть обязательств переложили на более здоровые активы. Идет нормальный процесс оздоровления нашей задолженности и, как следствие, реструктуризация долга», - цитирует Грефа «Интерфакс». Условия реструктуризации Греф не раскрыл. Представитель «Мечела» детали переговоров по ковенантам не комментирует.

Вчера «Мечел» отыграл часть катастрофического падения. На Московской бирже вчера сменили владельцев около 7% обыкновенных акций компании, а ее капитализация выросла на 13,3% до 31,4 млрд руб. ($959 млн, сделок с привилегированными акциями не было).

Отскоку не помешало заявление ЦБ о том, что он фактически перестал принимать бумаги «Мечела» в обеспечение по своим кредитам. С сегодняшнего дня ЦБ принимает его акции и облигации в залог со 100%-ным дисконтом, т. е. обеспечить ими кредит в ЦБ нельзя. 13 ноября ЦБ принимал акции «Мечела» в качестве обеспечения с дисконтом в 45%, а долговые бумаги - в 30%.

Для сравнения: у ОФЗ дисконт составляет 2%, у облигаций «Алросы» - 12%.

Эта бумага стала ненадежной, резюмирует предправления «СБ банка» Андрей Егоров. Облигации «Мечела» начали дешеветь первыми - на 5-6 п. п. в среду утром. Инвестбанкиры и источник, близкий к «Мечелу», предполагали, что причина могла быть в маржин-колле или банкротстве кого-то из держателей бондов, которому пришлось срочно их продавать по любой цене. Но, возможно, у кого-то был инсайд, поэтому он решил скинуть неликвидные бумаги до того, как рынок узнал о решении ЦБ, допускает инвестбанкир.

Решение по облигациям «Мечела» ЦБ принял после стресс-тестов по комплексу причин, заявила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева (ее цитирует «Прайм»), не уточнив, когда было принято решение - до или после обвала котировок. Это решение не означает автоматического исключения бумаг «Мечела» из ломбардного списка ЦБ, передала Юдаева «Ведомостям» через пресс-службу ЦБ: «Дисконты могут быть снова пересмотрены в любой момент. По выданным ломбардным кредитам замены обеспечения не происходит».

На облигации приходится 16% чистого долга «Мечела» на 1 июня (более свежих данных нет), или примерно $1,5 млрд, следует из октябрьской презентации компании. Держателей облигаций «Ведомостям» найти не удалось. Сотрудник инвестфонда и источник в банке-кредиторе говорят, что основными держателями были госбанки.

Кто в среду обвалил котировки «Мечела», продав на бирже 2% обыкновенных акций, пока неясно. «Мечел» попросил ЦБ разобраться в ситуации и, возможно, обратится с аналогичной просьбой в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (в Нью-Йорке «Мечел» подешевел на 23,3%), говорит представитель компании. Менеджеры двух российских банков сообщили, что среди продавцов бумаг «Мечела» в среду был ВТБ. Представитель госбанка это не комментирует.

На российские банки приходится большая часть долга «Мечела» - 62%, или $6 млрд, следует из презентации компании. Но заложены по кредитам акции «дочек». Акции самого «Мечела» заложены по кредитам его основного владельца Игоря Зюзина - примерно половина из принадлежащих ему 67,4% акций. Теперь можно ожидать маржин-колла, считают госбанкир и сотрудник инвесткомпании. Банки - кредиторы Зюзина не раскрывались.