Рассказы про Twitter

Почему Twitter называется Twitter, как познакомились и поссорились его основатели, откуда взялось ограничение твита 140 знаками и кому потребовалось отключить в офисе компании лифт.

Твиты и ретвиты

Сервис микроблогов Twitter («Твиттер») привнес в язык целый набор новых слов - «твит», «ретвит», «хештэг»... Само название «Twitter» придумал один из основателей сервиса - Ной Гласс. Листая словарь, он обдумывал разные варианты - Worship, Quickly, Tremble, рассказывает в своей книге «Рождение Twitter: настоящая история денег, власти, дружбы и предательства» Ник Белтон. Разработчики нового сервиса между собой называли его то Status, то Smssy, то Vibrate. Однажды, когда в кармане завибрировал телефон, Ной воскликнул: «Twitch (дергаться)!». Затем он стал перебирать слова - Twit, Twitch, Twitchy, Twite, Twttr. Название Twttr могло намекать на название самого знаменитого на тот момент фотохостинга Flickr. В конце концов Гласс остановился на Twitter; twitter по-английски означает «щебетать», «чирикать» или в переносном значении «болтать о пустяках». Коллеги название одобрили.

Сообщение в Twitter стало называться твитами. Его длина не должна превышать 140 символов. Это ограничение объясняется тем, что изначально сервис задумывался для обмена sms по телефону, а максимальная длина sms как раз и есть 140 знаков.

Слово «твит» породило еще один неологизм - «ретвит» (retweet). Это цитирование сообщения (твита), которое в Twitter опубликовал другой пользователь. Сделать ретвит - право любого пользователя Twitter (соответствующая кнопка находится рядом с каждым опубликованным твитом). Ретвиты отображаются в ленте пользователя так же, как и его собственные твиты. Часто ретвиты привлекают внимание не меньше, чем твиты. Например, недавно информационные агентства сообщили о задержании правоохранительными органами кемеровского блогера Стаса Калиниченко за то, что он сделал в своем Twitter ретвит фотографии листовки с надписью «бросить ходить на митинги и начать действовать». Правоохранители сочли это экстремизмом.

Еще один термин, обязанный своей популярностью Twitter, - это «хештэг» (hashtag от hash - «решетка» и tag - «метка»). Это слово или фраза, перед которыми в сообщении стоит решетка - #. Они используются в Twitter для группировки сообщений по определенной теме. На основе хештэгов Twitter формирует так называемые тренды - список самых популярных новостей, которые обсуждают пользователи сервиса. Например, летом, когда был оглашен приговор Алексею Навальному, хештэг «#навальный» вошел в мировые тренды Twitter. Систему хештэгов недавно запустил и конкурент Twitter - социальная сеть Facebook.

Дружба и вражда основателей

Twitter в марте 2006 г. придумали Джек Дорси, Эван Уильямс, Биз Стоун и уже упомянутый выше Гласс. Сайт был запущен в июле 2006 г. В 2009 г. в компанию из Google пришел Дик Костоло, который стал сначала исполнительным, а затем генеральным директором и сооснователем (ему принадлежит 1,6% акций Twitter).

Twitter изначально не был самостоятельным проектом, он вырос в недрах другой компании - Odeo, которая делала платформу для подкастов. Основателем Odeo был Уильямс, который нанял на работу Дорси. Билтон в своей книге про Twitter описывает их встречу так. Как-то летом 2005 г. Дорси заметил Уильямса в кафе в Южном парке, недалеко от делового центра Сан-Франциско. Уильямс в тот момент уже был хорошо известен в местной технологической тусовке и даже успел продать Google свой проект - сервис блогов Blogger (сейчас он называется Blogspot). Дорси постеснялся познакомиться с Уильямсом прямо в кафе, но отправил резюме на его e-mail. Уильямс и другой основатель Odeo - Гласс встретились с Дорси и тут же наняли его в компанию разработчиком.

Вскоре дела у Odeo пошли неважно: у нее объявился сильный конкурент - подкасты появились в iTunes. И Гласс с Дорси стали думать, какой бы еще бизнес запустить. Дорси предложил сделать сервис по обмену короткими сообщениями (статусами). Уильямс и его партнер Стоун одобрили этот проект, а Гласс возглавил его и, как говорилось выше, придумал нынешнее название.

Тем не менее Гласс не вошел в число основателей Twitter - он и Уильямс постоянно ссорились, и в итоге летом 2006 г. Уильямс в ультимативном порядке предложил Глассу уйти из компании и продать свою долю. Билтон в своей книге утверждает, что за уходом Гласса на самом деле стоял Дорси - якобы он угрожал, что покинет компанию, если в ней останется Гласс. После ухода Гласса Дорси стал исполнительным директором Twitter.

На этом разногласия основателей не закончились. Twitter довольно быстро обрел популярность, о нем писала пресса, что привлекало на страницы сервиса новых посетителей. Инфраструктура не выдерживала, и Twitter «падал» по нескольку раз в день. Дорси не мог контролировать этот процесс, а по утверждению Билтона, вообще занимался чем угодно, кроме управления компанией. Например, он говорил, что хотел научиться шить, поэтому ходил на уроки в школу моды. В результате в 2008 г. Уильямс отстранил его от управления и сам занял место директора. Дорси получил в качестве компенсации пакет акций в Twitter и $200 000 наличными.

Однако в 2010 г. покинуть этот пост пришлось и Уильямсу - компания в своем официальном блоге объявила, что он добровольно уступает место Костоло, который возглавляет Twitter по сегодняшний день. На самом деле уход Уильямса не был добровольным, пишет Билтон. Совет директоров компании счел, что он плохо справляется со своими обязанностями, и принял решение о его уходе. Уильямс остался членом совета директоров и одним из крупнейших акционеров.

Twitter и Медведев

В 2010 г. Twitter был на пике популярности. Свою предвыборную кампанию в Twitter уже провел американский президент Барак Обама, долю в компании пытались получить Альберт Гор, Арнольд Шварценеггер и основатель Facebook Марк Цукерберг. А летом 2010 г. офис Twitter посетил тогдашний российский президент Дмитрий Медведев. В офисе американской компании Медведеву помогли завести собственный микроблог, оттуда же он отправил и первый твит: «Всем привет! Я в твиттере, и это мое первое сообщение!»

Билтон в своей книге посвятил визиту российского президента целую главу, назвав ее «Russian Roulette Relations». Люди в черных костюмах впервые появились в офисе Twitter за две недели до предполагаемого визита. После этого они приходили каждый день в разное время. «Они роились вокруг кубиклов, как муравьи в поисках пищи, проверяя каждый уголок здания. Их темные очки скрывали глаза, под темными пиджаками были спрятаны пистолеты. Некоторые приводили с собой свирепого вида собак, которые искали в здании взрывчатку. Они потребовали, в частности, чтобы во время визита все лифты в здании были отключены», - вспоминает он.

Когда Медведев прибыл в офис, один из разработчиков Twitter сообщил, что «сайт лег». Это нарушало весь план действий - ведь с администрацией Белого дома уже была договоренность, что, после того как Медведев отправит твит, администрация ретвитит его, после чего Медведеву ответит Обама. Команде Twitter понадобилось некоторое время, чтобы решить проблему. Со словами «Я покажу ему электрический велосипед» Стоун и Уильямс начали долгую экскурсию по офису компании. В итоге Медведеву все-таки удалось отправить свой первый твит. «Когда Медведев нажал клавишу «Send», он поднял глаза к проектору и улыбнулся. После чего президент поднял вверх большой палец, сияя как ребенок, которому только что удалось отгадать сложную загадку», - продолжает он.

Русские инвесторы

В августе 2011 г. Twitter объявил о получении «существенных инвестиций» от консорциума инвесторов, который возглавил фонд DST Global Юрия Мильнера и Алишера Усманова. Позже Financial Times сообщила, что DST приобрела 5% компании за $400 млн. Таким образом, вся компания была оценена DST в $8 млрд. Всего Twitter с момента своего создания и до выхода на биржу привлек, по данным TechCrunch, $1,16 млрд инвестиций.

Мильнер давно интересовался социальными сетями - в 2006 г. он был первым инвестором «Одноклассников» и «В контакте». Сумев привлечь средства Усманова в новый международный фонд, Мильнер договорился об инвестициях в крупнейшую социальную сеть Facebook, а затем и в Twitter. Ходили слухи, что фонд Мильнера был одним из претендентов в предыдущем раунде инвестиций в Twitter - в декабре 2010 г. Но тогда его обошел старейший американский инвестфонд Kleiner Perkins Caufield & Byers.

Популярность соцсетей Мильнер объяснял в интервью «Ведомостям» так: «Это связано со многими вещами. Во-первых, интернетом сейчас пользуется значительно больше людей, чем 10 лет назад; во-вторых, серьезно улучшилось качество доступа к интернету, скорость загрузки тяжелого контента - фото, музыки, видео. Кроме того, появились новые идеи, новые технологии. Но самое важное - появилось новое поколение предпринимателей. Это молодые люди, которые, в принципе, всегда жили с интернетом, такие как Марк Цукерберг, например. Они смогли в 20-летнем возрасте правильно почувствовать то, что нужно людям, и правильно структурировать продукт. В значительной мере комбинация этих факторов привела к расцвету социальных сервисов». Он также отмечал, что в обществе наметилось стремление к открытости: «Более 90% пользователей сами зарегистрировались в социальных сетях под своими настоящими именами, им это никто не навязывал. Так что сравнительно большая открытость молодежи - это глубокий общественный процесс, а не какая-то сверху идущая директива».

Как не думали об IPO

Впервые о желании Twitter провести IPO стало известно осенью 2009 г. Тогда об этом официально заявил один из основателей компании - Стоун. Но тогда IPO так и не произошло. В 2011 г. аналитики объясняли нежелание Twitter выходить на биржу тем, что компания еще окончательно не сформировала бизнес-модель, поэтому ей лучше пока оставаться непубличной. В том же году Костоло заявил, что компания намеренно сдерживает развитие рекламы на сайте, «добиваясь, чтобы этот процесс шел правильно».

Очередные слухи об IPO пошли в начале 2013 г., когда крупный инвестфонд BlackRock сделал предложение о покупке акций Twitter у его сотрудников на $80 млн. Он оценил всю компанию в $9 млрд. Многие решили, что теперь уж Twitter точно проведет IPO. Правда, Костоло тогда эти слухи опровергал, утверждая, что у компании достаточно средств. В августе Дорси сообщил агентству Bloomberg, что «Twitter даже не думает об IPO».

Аналитики предполагали, что окончательное решение об IPO Twitter принял после того, как Facebook удалось вернуть себе благосклонность инвесторов. Facebook провел успешное IPO в мае 2012 г., но потом котировки компании рухнули вдвое. Facebook не удалось убедить инвесторов, что он сумеет монетизировать растущую мобильную аудиторию своего сервиса. Однако этим летом Facebook отчитался об успехах в этом сегменте, и его котировки стали быстро расти.

Вдохновившись примером конкурента, Twitter в начале ноября продал на бирже 13% акций за $2,1 млрд, а вся компания была оценена в $14,2 млрд. В пятницу его капитализация превышала $25 млрд.