От редакции: Унижение права

ИТАР-ТАСС

В связи в появлением в Москве памятника Егору Гайдару снова зазвучали проклятия в адрес первого постсоветского правительства, приступившего к работе 22 года тому назад. Но эти обвинения - не по адресу.

Стоит помнить не только о том, что было сделано, но и о том, чего сделано не было. В начальный период строительства постсоветского государства в России создалась парадоксальная ситуация. Реформаторы во главе с Егором Гайдаром получили карт-бланш на реформирование плановой экономики. Они приступили к ее демонтажу и строительству новых (или хорошо забытых) институтов частной собственности, свободного рынка капитала, труда и услуг. Реформаторы, вероятно, были уверены, что в правовом строительстве пройдут процессы, аналогичные происходящим в экономике. Но ничего подобного не произошло. Суды, МВД, прокуратура и спецслужбы были епархией, доступа к которой реформаторы не имели. В отличие от стран Восточной Европы и Прибалтики, где реформы правоохранительных структур проводили гражданские политики, нередко с диссидентским прошлым, отечественные органы, подконтрольные президенту, остались вещью в себе. Их преобразование было доверено руководству профильных ведомств. Изменения диктовались не потребностями новой экономики и общества, а конъюнктурными обстоятельствами, в частности личными отношениями руководителей с Кремлем и президентом.

В России так и не была гарантирована независимость суда и судей. Прокуратура осталась преимущественно карательным, а не надзорным органом, полиция сохранила милицейскую безнаказанность, тюремная система продолжает обращаться даже с невиновными по закону подследственными как с «лагерной пылью».

Невнимание к важнейшим институтам привело к сохранению советских структур и полномочий, формированию рынка неформальных правовых и правоохранительных услуг. В 1990-е гг. бизнес активно покупал эти услуги у государства и его агентов. В 2000-е гг. начался обратный процесс: силовики вмешались в управление экономикой, используя рычаги уголовной юстиции. Последние попытки силовиков расширить кормовую базу за счет разрешения возбуждения налоговых дел еще раз подтверждают выработавшееся в России пренебрежительное отношение к закону. Нынешнее всевластие государства и его силового блока стало возможным в силу фундаментального перекоса государственного строительства 20-летней давности: в силу отсутствия базы современных правовых институтов.