Китай им не по вкусу

Специалисты международных компаний чаще хотят работать в США, Австралии или Европе и отказываются ехать в Китай или в Индию, хотя там карьерных возможностей гораздо больше
Менеджеру, который захочет работать в Индии или Китае, надо научиться рисковать/ Simon Dawson/ Bloomberg

В ближайшие 10 лет число сотрудников компаний, работающих за рубежом, вырастет в два раза, утверждается в недавно опубликованном исследовании PricewaterhouseCoopers. Но лишь 11% молодых специалистов мечтают о работе в Индии и всего 2% - в Китае, пишут исследователи. Между тем опыт работы в этих странах дорогого стоит, настаивает Оливер Уэтсон, управляющий директор по Великобритании, Северной Америке и Ближнему Востоку в исследовательской компании Michael Page. «Компании работают по всему миру. Чем больше языков вы знаете и чем больше работали с представителями разных культур, тем значительнее может быть ваш вклад в экспансию вашей компании», - говорит он.

Признак бизнес-лидера

Питер Лейси, управляющий директор по формированию стратегий в Азиатско-Тихоокеанском регионе консалтинговой компании Accenture, утверждает: опыт работы на международных рынках - это главный отличительный признак нынешних и будущих бизнес-лидеров. «Компании наших клиентов все чаще выходят за пределы национальных границ. Поэтому их требования к работникам меняются. Они хотят, чтобы те легко воспринимали новые для них бизнес-культуры, а это приходит лишь после длительной работы за рубежом», - объясняет он.

Эндрю Колфилд, управляющий консультант в юридическом подразделении Badenoch & Clark, полностью с этим мнением согласен. «К примеру, юрист более востребован, если он работал в международной компании», - замечает Колфилд.

Популярность или, напротив, непопулярность некоторых стран зависит от сектора. Уэтсон говорит, что для финансистов всегда будут наиболее привлекательны финансовые столицы мира. «Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур и Токио - это те места, где люди стремятся работать. Буэнос-Айрес, например, считается менее престижным направлением, чем Нью-Йорк, если вы работаете в банковской сфере», - отмечает он. Для инженеров-строителей, напротив, самые привлекательные регионы мира - это Ближний Восток, а также Центральная и Южная Америка. «Инженеров всегда будут интересовать страны, где много средств тратится на создание инфраструктуры», - добавляет он.

Нестандартный опыт

Лейси из Accenture живет и работает в Шанхае. Он считает, что получил в Китае великолепный опыт работы. Ему здесь нравится, потому что, по его словам, он чувствует себя в центре всех важных проблем, с которыми сталкивается международный бизнес. В то же время местные компании тоже пытаются выйти на международные рынки - и с ними очень интересно работать. Лейси убежден, что работа на рынках Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии, к примеру Таиланда и Индонезии, может многому научить. «Это увлекательный жизненный опыт и для меня, и для моей семьи, единственная в жизни возможность побольше узнать об одной из самых древних и интересных культур мира», - рассказывает он. По работе он бывал в Коста-Рике, Латинской Америке и Бельгии, но Китай ему кажется совсем другим.

Из-за культурных различий

Однако Бен Сирлс, старший менеджер рекрутинговой компании Badenoch & Clark, не видит, чтобы кандидаты горели желанием работать в Китае или Индии. Он нанимает людей в финансовом секторе и часто замечает, что молодые профессионалы в большей степени озабочены безопасностью своих семей, нежели карьерой. «Сотрудники, которые едут в командировку с семьей, больше всего рвутся в Австралию. США - тоже часто выбираемое направление», - объясняет он.

Специалисты нередко отказываются от работы в той или иной стране из-за сильных культурных различий. Они не хотят жить и работать в чуждых для них условиях. «Секрет популярности Австралии и США как раз в том, что люди, с одной стороны, получают опыт работы за рубежом, а с другой - живут и работают в близкой им по духу культурной среде», - рассказывает Сирлс.

А Саудовская Аравия, наоборот, - не слишком популярное направление, особенно среди претендующих на работу за рубежом женщин. «В Саудовской Аравии масса рабочих мест, но женщинам многое запрещено, поэтому они туда не едут», - говорит Уэтсон.

Выпускники и сотрудники компаний могут высказывать разные пожелания, но им придется подчиняться тенденциям развития рынка и отправляться на работу туда, где больше возможностей для развития, считает Лейси и добавляет, что помимо Китая и Индии таким направлением можно считать сейчас еще и Африку.