Поп-музыка после поп-музыки

Второй за год концерт Йоава в Москве прошел с аншлагом. Обладатель голоса и харизмы доказал, что у него и с мозгами все в порядке
Йоав собрал в свою гитару все возможные стили/ yoavmusic.com

Тридцатичетырехлетний Йоав Садан, известный просто как Yoav, воплощает в себе сразу несколько важных тенденций той современной музыки, что лежит за пределами академического и танцевального полей и давно ушла от того, что называется рок-музыкой. Во-первых, его музыка «глобальна», она одинаково далека и от европейского поп-шлягера, и от афроамериканского блюза со всеми его дальнейшими ответвлениями. Но при этом не имеет ничего общего и с изрядно поднадоевшей world music, когда этнические традиции с разных концов земли смешиваются в нью-йоркской студии под чутким руководством лондонского продюсера. Материал всех трех альбомов Йоава (2008, 2010 и 2013 гг.) отражает пестроту биографии автора - сына израильского архитектора из Румынии и южно-африканской оперной певицы, родившегося в Израиле, но выросшего в ЮАР, проводящего сейчас много времени в Канаде и впитавшего в себя десятки культурных влияний - от транса до хип-хопа (а на московском концерте он с блеском исполнил давний хит Depeche Mode). При этом ни одно из них не выражено явно: космополиту Йоаву нет нужды «держаться корней», ему комфортно в глобализованном мире.

Но если национальная идентичность Йоава затушевана, то потомственная принадлежность к среднему классу выпирает. В первую очередь - в том, что он, очевидно, с детства имел доступ не просто к музыкальным инструментам, но и к недешевым устройствам компьютерной обработки звука - и на гитаре учился играть уже вместе с ними. Поэтому сейчас он исключительно техничен - но совсем не в том смысле, в каком «техничны» Клэптон или Пако де Лусия. Конечно, Йоав не первый стал пропускать звук гитары (используемой также в качестве перкуссионного и шумового инструмента) через компьютерные примочки, закольцовывая его. Но обычно эти «кольца» используют для создания подложек. В данном же случае создается плотное многослойное звуковое полотно без выраженной сольной партии, оставляющее, впрочем, место и для голоса.

Своеобразие голоса и харизмы Йоава - третья составляющая его успеха. Если раньше музыканты, от Леннона до Тома Йорка, прятали свою ранимость и интеллигентность под черными рокерскими куртками, то Йоав, напротив, бравирует своими очками и хипстерской небритостью. Словно показывая: да, музыкант должен быть секси, но самая сексуальная часть - это все-таки мозги. И второй за год аншлаг в немаленьком московском клубе (завершающем турне по всей России) показывает действенность такого подхода.