От редакции: Федерализма не занимать

С.Портер/ Ведомости

Пока депутаты соревнуются в том, кто лучше придумает наказание за пропаганду сепаратизма, Минфин озаботился состоянием внешних заимствований субъектов Федерации. Что бы ни придумывали любители теорий заговоров, экономическое положения в регионах правда ухудшается и виноват в этом не кто иной, как федеральный центр.

Проект постановления правительства «О требованиях к минимальному уровню кредитных рейтингов субъектов РФ», представленный для общественного обсуждения, разрешает занимать за границей только регионам с кредитным рейтингом ведущих агентств, равным или выше рейтинга страны. Таким требованиям отвечает единственный субъект - Москва. Собственно, регионам были запрещены внешние займы еще в 2000 г., но с 2014 г. они формально разрешаются поправками в Бюджетный кодекс. Теперь ясно - только формально.

Чуть ранее Минфин предлагал поставить сохранение должности губернатором в зависимость от платежей по кредитам.

Озабоченность Минфина понятна, если посмотреть на нынешнюю ситуацию - долги регионов быстро растут и уже достигли четверти их доходов (без трансфертов), в то время как доходы падают (см. также статью Натальи Зубаревич на стр. 06). На 1 октября общий долг регионов составлял 1,4 трлн руб. плюс еще 248 млрд руб. долгов муниципалитетов.

Расходные обязательства всех регионов также резко выросли за последние два года, разреши им занимать за рубежом - побегут, а потом отдать не смогут; придется снова отдуваться Минфину. А ведь внешний долг растет и без регионов - по оценке ЦБ, на 1 октября общий долг (государства и компаний) составлял $719,6 млрд (35% ВВП России в 2012 г.).

Но нельзя забывать, что нынешняя ситуация во многом создана центром: краткосрочно - путинскими «майскими указами», которые повысили расходные обязательства регионов без соответствующего финансирования из центра, т. е. как раз ухудшили кредитное качество регионов.

В более длинной ретроспективе ситуация создана постепенным отъемом налоговых и властных полномочий, практически полным отказом от федерализма.

Аргументация Минфина говорит сама за себя: «учитывая отсутствие у субъектов Российской Федерации должного опыта проведения разумной долговой политики». Минфин прав: в регионах нет специалистов и опыта, потому что регионам было запрещено опыт получать. И Минфин прав в том, что страхуется от своей будущей ответственности: эта ответственность тоже плод сверхцентрализации. В реально федеративном государстве по своему долгу отвечал бы регион - финансами, имуществом, возможностью банкротства.

Зубаревич говорит, что запрет на зарубежные займы придется компенсировать бюджетными кредитами; в прошлом году их объем достиг 60 млрд руб., в этом году - уже около 100 млрд, и этого мало.

Что ж, таким непрямым путем расходные обязательства отчасти вернутся в федеральный бюджет, а стоимость президентских указов чуть подрастет с учетом процентов, которые повиснут на регионах.