Награды за ответственность

Для российского благотворительного сообщества особую ценность представляет опыт коллег из Центральной и Восточной Европы, работающих в сходных социальных и экономических условиях

Сегодня благотворительность бизнеса - это составная часть стратегии компаний, обязательный элемент взаимодействия с местными сообществами и другими заинтересованными сторонами. И если общество ожидает от бизнеса социальных инвестиций, то признание и благодарность за эту деятельность следуют за этим отнюдь не всегда. Тем интереснее выглядит проект, который с 2006 г. осуществляется в Болгарии, Польше, России и на Украине.

Разработать механизм

В каждой из этих стран «Форум доноров» - ассоциация корпоративных и частных благотворительных фондов и компаний - совместно с ведущими консалтинговыми компаниями (Deloitte и PwC) разработал механизм вовлечения бизнеса в дискуссии о корпоративной благотворительности и оценки его вклада в социальную сферу. Как и в России, отношение общества к корпоративной благотворительности в Восточной Европе скорее недоверчивое, а опыт ведения этой деятельности по сравнению с развитыми странами небольшой. Поэтому в проектах участвует не так много компаний - сами благотворители нуждаются не только в моральной поддержке, но и в дополнительных знаниях о том, как грамотно, в том числе институционально, выстроить эту работу. В Болгарии в 2013 г. в конкурсе приняло участие 58 компаний, в Польше - 25.

Для участия в проекте в каждой из стран бизнесмены должны заполнить анкету, которую оценивает экспертное жюри. В Польше и Болгарии также проводится аудит благотворительной деятельности компаний и произведенных расходов на социальные нужды. По словам директора болгарского «Форума доноров» Красимиры Величковой, ежегодная награда отмечает наиболее серьезных корпоративных доноров страны и задает стандарты ответственности и прозрачности пожертвований бизнеса. «В конкурсе участвуют компании, реализующие наиболее активные социальные программы и устойчивые программы социальных инвестиций в значимые общественные темы, - говорит Величкова. - Я горжусь тем, что год от года конкурс становится все более заметным событием в жизни бизнес-сообщества и компании хотят выделяться, быть узнаваемыми, в том числе за счет их корпоративной благотворительности».

Клуб по интересам

Как и в России, конкурс в каждой из стран преследует различные цели - не только привлечь внимание общества к тому, что делает бизнес, но и создать площадку профессионального общения по теме корпоративной благотворительности для самого бизнеса. В России по результатам проекта проходят деловые практикумы по каждой из номинаций, где разбираются наиболее интересные проекты. В Польше вот уже второй год работает Школа корпоративных благотворителей, а в Болгарии и на Украине в составе «Форума доноров» появился Клуб корпоративных благотворителей.

Интересно, что и в конкурсах, и в клубах значительную роль играют международные компании. Так, в Болгарии среди активных участников проекта - Danone, UniCredit, Avon, в Польше - Orange и Procter & Gamble, на Украине - Samsung Electronics, Kraft Foods, McDonald's. До сих пор они не только являются законодателями в сфере социальной отчетности, но и создателями наиболее интересных практик. Приятно отметить, что российский бизнес также представлен своими лучшими практиками в этих странах - «Русал», «Лукойл», и остается надеяться, что они будут также признаны данными конкурсами.

Социальные обязательства являются одним из основных направлений корпоративной социальной ответственности компании Orange в Польше. Программы компании выполняются в основном через корпоративный фонд, специально созданный для этих целей в 2005 г. Все программы разрабатываются после серьезных исследований и диалогов с заинтересованными сторонами. Основная задача программ - содействие развитию современного образования для детей и молодежи. Компания помогает молодым людям получить знания, участвовать в культурных мероприятиях и создавать сообщества с использованием интернета и цифровых технологий. Благодаря этим действиям молодые люди развивают различные компетенции, в том числе цифровые, необходимые для жизни в XXI в. Среди самых известных программ компании - «Образование с интернетом»: вместе с ребятами волонтеры компании готовят обучающие материалы для детей, родителей и учителей, а компания обеспечивает доступ в интернет для школ и других учебных заведений; «Orange академия» - программа грантов для НПО, культурных и образовательных учреждений , которые осуществляют проекты современного образования в области культуры для детей и молодежи, она ежегодно поддерживает более 40 проектов, и каждый выпуск академии включает 5000 человек; «Звуки мечты» - программа для маленьких детей с нарушениями слуха, которая предлагает им равные возможности доступа к образованию (ежегодно поддерживает не менее 300 детей).

Для чего создаются фонды

Другим интересным отличием корпоративной благотворительности в странах Восточной Европы является то, что большинство компаний стремится создать свой фонд. В развитых странах этот процесс начался в середине 90-х, когда больше внимания стали уделять устойчивому развитию бизнеса и качеству социальных инвестиций, а страны ЦВЕ обратили внимание на такую возможность почти сразу после системных политико-экономических преобразований, охвативших их в конце прошлого века. Поэтому, например, в Польше число корпоративных фондов сравнимо с Италией - более 100 (в Италии - 131, по данным на 2009 г.). При этом налоговые льготы для бизнеса есть не во всех этих странах, и создание фонда является значительным аргументом для сообщества, подчеркивающим надежность и долгосрочность социальных инвестиций.