Трагедия местного масштаба

Организаторы трагедии в Кущевке получили сроки от 19 лет до пожизненного, но системных мер по декриминализации страны эксперт не заметил
Валерий Матыцин/ ИТАР-ТАСС

Сергей Цапок, обвиняемый в убийстве 12 человек в станице Кущевской, приговорен вчера Краснодарским судом к пожизненному заключению в колонии особого режима и штрафу в 700 000 руб., сообщил «Интерфакс». То же наказание назначено Владимиру Алексееву и Игорю Черных, следствие считает их основными киллерами банды, которой руководил Цапок. К 20 годам колонии приговорены Вячеслав Цеповяз и Николай Цапок - дядя Сергея Цапка, к 19 годам - Владимир Запорожец.

Следствие Кущевки. В 2010 г.

прошла крупная антикриминальная операция в г. Гусь-Хрустальном (Владимирская обл.), которая выявила, что в течение 17 лет город держала под контролем преступная группировка «Восьмерочная», рэкетировавшая местных бизнесменов. Под следствием оказались в том числе местные депутаты и сотрудники милиции, несколько вымогателей уже получили крупные сроки. Андрея Муртазина, считающегося лидером группировки, нашли и арестовали в сентябре 2012 г.

Убийство 12 человек (в том числе четверых детей) - членов семьи и гостей кущевского фермера Сервера Аметова - было совершено в ноябре 2010 г. По версии следствия, преступная группа действовала в Кущевском районе с 1998 по 2010 г., ее основателем был Николай Цапок (убит в 2002 г.), брат Сергея, затем ее возглавил сам Сергей. Он хотел вычислить всех причастных к убийству брата и убить их, считает гособвинение, жертвами банды стали 19 человек. 8 ноября присяжные признали членов группы виновными и не заслуживающими снисхождения.

Убийство в Кущевской стало поводом для многочисленных отставок в органах ГУВД Краснодарского края (уволен и его начальник). Губернатор Александр Ткачев заявлял, что подобные банды действуют во всех районах края и такой беспредел творится по всей России. Тогдашний премьер Владимир Путин говорил о «провале всей системы правоохранения».

Цапок и Цеповяз были депутатами местного совета, слухи об их принадлежности к «Единой России» были опровергнуты. Но ситуация показала, что партия выбрала правильную стратегию по выявлению и искоренению криминала в своих рядах, сказал «Ведомостям» первый замруководителя исполкома единороссов Константин Мазуревский. Депутат-единоросс Александр Сидякин в ответ на приговор Цеповязу за укрывательство преступления (штраф в 150 000 руб.) внес законопроект о запрете замены реальных сроков заключения штрафами. Инициативу пообещал одобрить профильный комитет, но закон так и не был принят.

Поначалу дело Цапков имело символическое значение и трактовалось как распространенное повсюду сращивание власти и криминала, напоминает политолог Алексей Макаркин, говорили о серьезном пересмотре региональной и уголовной политики. Но с уходом из Кремля президента Дмитрия Медведева изменилось и отношение: сейчас, когда ситуация менее стабильная, такие авторитарные полукриминальные группы, которые держат под контролем ситуацию в районах и не позволяют нелояльных выходок, воспринимаются как оплот режима и всерьез бороться с ними никто не собирается, считает политолог. Подобных разоблачений, за исключением локальной истории в Гусь-Хрустальном (см. врез), больше не было. А само «кущевское дело» подается как уникальная история даже не регионального, а местного уровня: получилось, что Цапки наказаны только потому, что перешли все границы позволенного.