Новая политика: Как найти подход к Кавказу

Как государство, так и общество сегодня действуют именно так, чтобы ортодоксальной молодежи Кавказа не оставлять выбора/ Said Tsarnayev/ REUTERS

Прочитав на удивление адекватную, но все же «московскую» статью Евгения Гонтмахера («Как интегрировать Кавказ в Россию», «Ведомости» от 1.11.2013), пришел к выводу, что взгляд из Москвы все еще остается недостаточно пронизывающим и часто ограничивается первым слоем торта-многослойки, который представляет собой Кавказ.

Практически со всеми тезисами господина Гонтмахера, пожалуй, можно согласиться, если речь идет не о Кавказе. В случае же с этим регионом следует отметить два момента, которые у меня лично вызывают вопросы. Так называемый 131-й закон на Кавказе, описанный в статье в качестве «сырого» инструмента регулирования принципов формирования и функционирования муниципальной власти, должен быть рассмотрен шире. Это не просто закон, регулирующий принципы местного самоуправления, а закон, которым целые народы, в том числе депортированные, защищаются от экспансии региональных властей и крупного бизнеса. Скажем, в Кабардино-Балкарии этот закон называется в народе «балкарским». В Дагестане к нему апеллируют кумыки, ногайцы и русские, которые пытаются защитить свои муниципалитеты от попыток региональных властей пролоббировать интересы тех, кто за ними стоит. Важно видеть не только отношения центра с региональной властью, но и региональной власти с муниципалитетами, общинами и даже народами. Из Москвы это сложно разглядеть, но без учета данного второго слоя в нашем торте сложно судить об эффективности не только 131-го закона, но и всех остальных. По мнению активистов гражданского общества, этот закон с самого начала саботировался региональными властями «как сырой, неэффективный», особенно в вопросе земель. Поэтому меня смущают рекомендации по интеграции Кавказа в Россию посредством критики в приоритетном порядке данного закона, ибо это вторит риторике региональных чиновников, что не может не настораживать.

Между тем хотелось бы также коснуться и проблемы элит. Господин Гонтмахер затрагивает вопрос возвращения сформированных в 1990-е в Москве элит в республики и вместе с тем говорит о мягкой силе. Как мне представляется, это несовместимые вещи. О манере взаимоотношений с центром и говорить не стоит, если мы смотрим на это через призму тех же реальных федеративных отношений, на которых, по мнению автора, должно базироваться взаимодействие региона с центром. Этих реальных федеративных отношений нет и не будет без эффективной региональной элиты, осознающей необходимость полномочий для нормального развития региона. В конце концов, примеров в мире много, взять ту же Канаду или Швейцарию. Сложно представить главу Квебека спешно строчащим великодержавные опусы или жалующимся на группу своих граждан за их частые поездки во Францию.

Вообще, вопрос формирования элит Кавказа должен стать одним из ключевых для Москвы, если она и вправду желает интегрировать регион в свое тело. Нужно, как минимум, переставать создавать эту самую элиту из детей элиты.

Между тем стоит понимать, что унификацией или, другими словами, пакистанской моделью федерации регион не интегрировать. Для полноценной интеграции Кавказа в Россию необходимо пересмотреть ряд концептуальных вопросов, и, как мне представляется, здесь не стоит бояться нестандартных решений. Прежде всего необходимо реформировать конституционный строй государственных образований региона в сторону увеличения полномочий местных властей по отношению к региональным и региональных - по отношению к центру вплоть до создания федераций в федерации. Вместе с тем необходимо обеспечить вовлеченность гражданского общества, в том числе общин, в процесс принятия решений. Сейчас вся эта вертикаль выглядит как раз наоборот.

Необходимо формировать мотивационные механизмы, которые позволят выйти из тени огромному количеству мелких очагов производства, о которых так часто в последнее время говорят эксперты по Кавказу. Здесь же наличествуют неблагоприятные условия для бизнеса, поэтому они предпочитают оставаться в тени - либо потенциальные бизнесмены создают свое дело в других регионах страны. Как утверждают эксперты, опора именно на эти очаги производства, а не на крупные государственные проекты может стать движущей силой региональных экономик.

Для формирования благоприятной атмосферы и нормальной экономической жизни необходимо обратиться к причинам межэтнической напряженности, которые не позволяют развиваться региону экономически. Постоянные перекраивания административно-территориальных границ привели к противоречиям между разными этническими группами в регионе. В результате на въезде в каждое селение чуть ли не госграница. Возможным решением подобной проблемы могли бы стать этнокультурные зоны, которые не совпадали бы с административно-территориальными границами как субъектов, так и муниципалитетов, но обеспечивали бы определенными культурными правами этнические группы. При этом инструментарий можно было бы формировать исходя из успешных проектов на европейском пространстве, скажем, на основе той же Европейской хартии региональных языков или языков национальных меньшинств и Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

Сегодняшний Кавказ далеко не такой, каким он был 30 лет тому назад, он гораздо религиознее, и с этим надо считаться. Более того, важно не маргинализировать ортодоксальную молодежь, а интегрировать ее в систему. Она не должна ощущать себя исключенной, изгоем, она должна понимать преимущества существования в системе, а не вне ее. Как государство, так и общество сегодня действуют именно так, чтобы этой части общества не оставлять выбора. Пора осознать, что в исламисты уходят не всегда малограмотные молодые люди, ими становятся выпускники в том числе лучших московских вузов.