Второй мир: Китай сосредотачивается


Китай создает совет государственной безопасности, аналог СНБ, существующего в других странах, - это одно из немногих конкретных решений недавнего третьего пленума ЦК КПК 18-го созыва. Прозвучавшие с тех пор комментарии со стороны китайских политиков и ученых позволяют представить себе, как изменится механизм принятия решений в сфере внутренней и внешней безопасности КНР.

Создание новой структуры обосновывается тезисом о нарастании внутренних и внешних угроз для Китая. К сфере ее деятельности будут относиться вопросы национальной безопасности в самом ее широком понимании, включая социально-экономические. Структура будет обладать собственным аппаратом и прописанными в законе полномочиями по принятию решений. Соответственно, она превратится в новый центр силы в китайской внутренней политике, и этот центр будет целиком контролироваться председателем КНР Си Цзиньпином.

До сих пор в принятии решений по внешней политике было много голосов при слабом координирующем центре. Тут и министерство иностранных дел, которое не столько вырабатывает, сколько реализует политическую линию, спущенную сверху. Тут и отдел международных связей ЦК КПК, который не только вырабатывает предложения по внешней политике, но и имеет своих сотрудников, откомандированных в важнейшие посольства. В переговорах по экономическим вопросам центральную роль играет министерство коммерции КНР, которому МИД лишь оказывает поддержку.

Министерство обороны КНР в отличие от других стран не руководит процессом военного строительства (этим занят Центральный военный совет), а отвечает за международные связи китайской армии и в этом качестве действует весьма активно. Кроме того, военные имеют собственные мощные аналитические центры, которые разрабатывают предложения по внешнеполитическим проблемам, зачастую весьма далеким от оборонной тематики.

Система китайских разведывательных служб и служб безопасности отличается еще большей сложностью. Собственные специальные службы есть в составе генерального штаба и главного политического управления Народно-освободительной армии Китая. Они курируются одним из заместителей председателя Центрального военного совета КНР. Кроме того, имеются спецслужбы в составе министерств общественной и государственной безопасности. Они находятся в ведении политико-юридической комиссии ЦК КПК, которую в настоящее время возглавляет член политбюро Мэн Цзяньчжу. Наконец, собственные структуры, ответственные за сбор и анализ разведывательной информации, а также за безопасность, существуют в составе аппарата ЦК КПК, а полномочиями по ведению экономической и научно-технической разведки обладает целый ряд подразделений и структур, подчиненных, например, министерству коммерции и министерству промышленности и информатизации.

Интересы многочисленных игроков и разнообразные потоки информации в настоящее время должны сходиться в одном центре - руководящей группе по международным делам, совмещенной с руководящей группой по безопасности. Обе группы имеют идентичный состав и общий аппарат и обе имеют двойной статус, являясь и партийными, и государственными структурами. Статус этой двойной группы не прописан ни в одном законе. Она создана в соответствии с приказом Госсовета КНР и аналогичным решением ЦК. Группу возглавляет председатель КНР, и он же лично определяет ее состав.

Как правило, в состав группы входят представители Центрального военного совета, генерального штаба, МИДа, министерства коммерции, министерства госбезопасности, министерства общественной безопасности, отдела пропаганды ЦК и ряда других органов. Группа имеет собственный компактный аппарат, который возглавляет член Госсовета КНР, курирующий внешние связи. Если переводить на язык российских бюрократических терминов, этот член Госсовета - вице-премьер по международным вопросам, в настоящее время должность занимает Ян Цзечи.

Группа имеет ограниченные полномочия и самостоятельно не принимает важных решений, а лишь предлагает их на утверждение другим органам. В результате скорость реакции китайского государства на кризисы часто бывает замедленной. Как заявил в интервью порталу «Жэньминьван» директор института стратегических исследований Национального университета обороны генерал Цзинь Инань, раньше для принятия реальных решений в сфере национальной безопасности необходимо было прямое вмешательство председателя Центрального военного совета или премьера Госсовета, которые созывали совещания и лично руководили мобилизацией усилий на борьбу с очередным кризисом, что обычно приводило к запоздалой реакции.

Почему такой орган создается именно сейчас? Председатель КНР Си Цзиньпин в пятницу, комментируя принятые решения, говорил о том, что страна сталкивается с нарастанием «предсказуемых и непредсказуемых рисков». Он пояснил, что страна сталкивается с двумя группами рисков - внешними, такими как угроза национальным интересам и суверенитету, и внутренними, включая угрозы социальной стабильности. Генерал Цзинь в своем комментарии указал, что государственную безопасность надо понимать широко, включая в это понятие помимо военных аспектов и вопросы финансовой безопасности, продовольственной безопасности и т. д. Таким образом, новая структура, вероятно, будет обладать крайне широкими полномочиями, и ее деятельность вполне сможет затрагивать и такие вопросы, как энергетическая безопасность или торговые войны.