Неистовый покупатель

На фестивале Нового европейского театра (NET) показали спектакль-перформанс «100% Furioso», в котором персонажи рыцарской поэмы Ариосто обнаружили себя в обществе потребления
Персонажи спектакля периодически пытаются слиться в экстазе, но товарищи растаскивают/ Mirella Caldarone/ NET

Современное искусство имеет право быть наивным. Поэтому хочется предположить, что итальянцы Стефано Риччи и Джанни Форте, составляющие авторский дуэт ricci/forte, скорее простодушны, чем расчетливы в освоении актуальной художественной лексики, которую они, как представители передовой европейской культуры, несут в Москву, на «Винзавод», где есть проект «Платформа», придуманный как раз для того, чтобы показывать все самое прогрессивное в новом театре и новой музыке.

Риччи и Форте знают, что для производства чего-нибудь современного лучше взять что-нибудь классическое и поместить в контекст критики общества потребления. Рыцарская поэма Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» (Orlando Furioso) отлично подходит для этой цели, а броский заголовок спектакля недвусмысленно проясняет авторские намерения - вытянуть из хрестоматийного для итальянцев текста эссенцию «неистовости» и, наклеив на нее этикетку «100%», предъявить в качестве метафоры современного мира, где любовная страсть, многократно усиленная рекламными образами и стереотипами потребительского поведения, приводит к фрустрации и отчуждению. Наклейка «100%» также предупреждает, что прокричать эту мысль авторы постараются как можно громче и агрессивнее.

Современный человек обитает в зачарованном пространстве рекламных сущностей, как персонажи одного из многочисленных сюжетов «Неистового Роланда» на острове феи Альцины. В спектакле это залитый ярким светом софитов пляж, где два десятка юношей в плавках и девушек в купальниках полтора часа кричат буквально всем телом, как ужасно жить в мире соблазна и быть его частью. Сначала они, оправдывая жанр спектакля-перформанса, пытаются заигрывать со зрителями. Садятся на колени к тем, кто в первом ряду, остальных мучают долгими, пристальными, полными притворного желания взглядами. Это тяжелая работа, и российские актеры, прошедшие, надо думать, довольно изнурительный кастинг (Риччи и Форте выбрали их из трехсот претендентов), заслуживают уважения. Они готовы сделать свое молодое тело универсальным инструментом, способным выразить любую эмоцию. Но Риччи и Форте предлагают им очень скудный эмоциональный набор. Исчерпав арсенал соблазнения, актеры начинают заниматься разнообразной физкультурой - метаться по площадке с искусственным песком, играть в регби надувным сердцем, порывисто обниматься и т. д. Иногда все (и юноши, и девушки) ходят на каблуках, как участницы конкурсов красоты, показывая зрителям рекламные таблички своих лучших личных качеств: «отзывчивая», «волевой», «общительная». В глазах у них при этом стоят слезы, и эта мизансцена, наверное, кажется авторам душераздирающей. Но словно опасаясь, что и самых наглядных картинок зритель не поймет, Риччи и Форте заставляют артистов произносить монологи об отчаянии и одиночестве, из которых становится окончательно ясно, что обобщенный лирический герой этого спектакля - какой-то неистовый болван.