Первая нефтяная буква LetterOne

Инвесткомпания LetterOne акционеров «Альфа-групп» может купить первый нефтегазовый актив - добычную «дочку» немецкой RWE
SMARTMONEY

ТНК-ВР была создана в 2003 г. на паритетной основе британской компанией ВР и консорциумом из «Альфа-групп», Access Леонарда Блаватника и «Реновы» Виктора Вексельберга. Добыча ТНК-BP составлял 57,5 млн т нефти в год, компания оценивалась владельцами в $18 млрд. К моменту продажи в марте этого года компания добывала уже 85 млн т в год, ее капитализация составляла $40 млрд, а «Роснефть» ее выкупала, исходя из оценки в $55 млрд.

Инвесткомпания LetterOne, принадлежащая акционерам «Альфа-групп», ведет переговоры с немецкой RWE о покупке ее добывающего подразделения Dea, сообщил «Интерфакс». Человек, близкий к «Альфе», подтвердил это «Ведомостям», но предупредил, что переговоры находятся на начальном этапе. В LetterOne от комментариев отказались. Представитель RWE сказал, что переговоры о продаже Dea ведутся с разными компаниями, но назвать их отказался.

LetterOne создана акционерами «Альфы» в июне этого года, после продажи «Роснефти» доли в ТНК-BP за $13,86 млрд. Согласно материалам «Альфы» у LetterOne есть $15,36 млрд. Инвестировать эти средства планируется в телекоммуникационные и нефтегазовые активы.

Для вложений в ТЭКе в структуре LetterOne создано специальное подразделение L1 Energy, которое возглавил бывший исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан.

Две недели назад Федеральная антимонопольная служба разрешила «Альфе» передать LetterOne долю группы в телекоммуникационном холдинге Altimo - эта доля и станет первым крупным активом новой инвесткомпании. О сделках в нефтегазовой сфере LetterOne еще не объявляла.

В конце сентября 24,43% акций британской Regal Petroleum, владеющей газовыми активами на Украине, примерно за $19,5 млн купила сама «Альфа». Это стало ее первой сделкой в отрасли после продажи TНК-BP.

После создания LetterOne человек, близкий к компании, говорил, что ее интересуют нефтегазовые активы в России и за рубежом ценой от $1 млрд до $5 млрд. Компания сейчас смотрит на многие активы, но сделок в продвинутой стадии пока нет ни одной, утверждает источник «Интерфакса».

Аналитик ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев считает, что Dea как раз и стоит около $5 млрд. Компания ведет добычу и разведку в странах Европы, Африки и Средней Азии. В прошлом году ее добыча составила 31 млн баррелей нефтяного эквивалента. RWE выставила Dea на продажу в марте этого года, чтобы привлечь средства для уменьшения своего долга. Помимо LetterOne Dea интересуются немецкая Wintershall и государственный инвестиционный фонд Катара.

«У «Альфы» есть опыт создания успешного предприятия на примере ТНК-ВР, - говорит содиректор «Инвесткафе» Григорий Бирг. - Этот опыт «Альфа» может использовать и в случае покупки у RWE Dea.

В конце прошлого года президент Владимир Путин выразил надежду, что деньги, вырученные российскими бизнесменами от продажи долей в ТНК-BP, останутся в стране. В апреле нынешнего года в интервью The Wall Street Journal совладелец «Альфы» Михаил Фридман заверил, что так оно и будет, но дело не в призыве Путина. «Честно говоря, здесь наши интересы совпали не из-за того, что мы как-то политически ангажированы, а потому, что Россия для нас самая понятная страна, в которой у нас более заметные конкурентные преимущества», - объяснил Фридман.