От редакции: Управление угроз

С.Николаев/ Ведомости

Формулирование угроз в российском государстве - необходимый элемент управления. Концепция общественной безопасности, подписанная на днях президентом, не просто уточняет положения стратегии национальной безопасности образца 2009 г., ее задача - максимально расширить перечень и повысить значимость угроз общественной безопасности.

Авторы дают неутешительный диагноз состояния общественной безопасности: преступность, терроризм, экстремизм, наркомания, алкоголизм, коррупция, незаконная миграция, техногенные аварии, пожары, наводнения, землетрясения не только не изжиты, но составляют существенную угрозу для жителей и экономики. Будут приняты меры: совершенствование законодательства (особенно в сфере установления всевозможной ответственности), разработка целевых программ, формирование государственной системы мониторинга состояния общественной безопасности. Все как всегда.

Формулирование угроз с целью получить ресурсы на борьбу с ними давно является основным методом работы российских силовиков и чиновников. Ярче всего это выглядит у правоохранителей: ФСБ получает секретный объем средств за борьбу с секретными угрозами и пишет секретные отчеты о секретных результатах борьбы. Но метод универсальный. Вот как пишет об этом политолог Симон Кордонский, автор теории административных рынков, в статье «Классификация и ранжирование угроз» («Отечественные записки», № 2, 2013 г.): «Ресурсное государство можно представить как совокупность служб, созданных для нейтрализации угроз, а количество ресурсов, осваиваемых этими службами, - как результат государственного ранжирования угроз: чем страшнее угроза, тем больше ресурсов должно выделяться соответствующей службе». Каждая служба вынуждена генерировать информацию об угрозах, чтобы увеличить свой куш.

Фиксируя структуры борьбы с той или иной угрозой, государство фиксирует и сами угрозы, из чего следует, что а) их никогда нельзя до конца нейтрализовать; б) старые структуры не умеют реагировать на новые угрозы. Здесь открываются возможности для административной конкуренции - претенденты на получение ресурса требуют создания новых структур со своим участием.

В целом государство реагирует на новые угрозы тем, что забирает все больше ресурсов с рынка и распределяет их среди «нейтрализаторов угроз». Рынок сужается, его участники переориентируются на освоение распределенных государством ресурсов. Этот механизм носит самоподдерживающий и самовоспроизводящийся характер и имеет отдаленное отношение к собственно ликвидации угроз.