От редакции: Загрязнение денег

А.Махонин/ Ведомости

Отзыв лицензии у Мастер-банка, входившего в число ведущих банков страны - если не по размеру, то по системной значимости, - еще одно исключение, подтверждающее правило. Исключение состоит в том, что за «грязный банкинг» прекращены операции достаточно крупного банка, услугами которого пользовались бизнес и 3 млн пользователей банковских карточек.

Правило состоит в том, что услуги по выводу денег из легального оборота в «кэш» и обратно очень востребованы и приносят высокие доходы. В январе 2012 г. министр финансов Антон Силуанов сетовал, что в отечественной экономике чрезмерно велика доля наличных денег, которые подпитывают теневой сектор. Парадокс в том, что в большинстве государств бизнес придумывает способы отмыть наличные деньги, чтобы зачислить их на банковские счета, тогда как в России популярна обратная услуга, которую можно назвать «очернением» или «загрязнением» средств.

Высокий спрос на наличные деньги вызван комплексом факторов. Действительно, в России доля наличного оборота (25%) существенно выше, чем в странах с переходной экономикой (15%) и развитых государствах (7-10%). Обналичивание денег, как и массовое использование фирм-однодневок (по оценками экспертов, ими пользуются до 60% российских компаний), вызвано прежде всего нестабильностью правил игры, частыми изменениями налогового законодательства. Повышение налогов, их последующее формальное снижение, переименование в страховые взносы и другие манипуляции со сбором обязательных платежей в бюджет вынуждают бизнес прятать значительную часть прибыли, выручки и собственности в тени или в офшорах. Самоликвидация около 300 000 мелких фирм в начале нынешнего года необязательно означает их закрытие.

Многие ради самосохранения ушли в серую зону. Специалисты ВШЭ оценивают долю неформальной занятости в 24-26% от числа занятых. Это требует зарплат в конвертах, неофициальных платежей за аренду и коммунальные услуги. Массовое стремление спрятаться отражает недоверие работников и бизнесменов к государству, качеству его институтов, особенно к гарантиям собственности и личной свободы, способности государства защитить предпринимателя от рэкета проверяющих госорганов.

Борьба Центробанка с обналичиванием похожа на борьбу с ветряными мельницами. Существенная часть наличного оборота - следствие коррупции, необходимости «заносить» контролерам и силовикам. Наличные деньги также часть отечественных выборов. Максим Миронов из бизнес-школы IE и Екатерина Журавская из Парижской школы экономики в работе «Коррупция в госзакупках и теневое финансирование избирательных кампаний» отметили, что каждый рубль, внесенный в предвыборную черную кассу, приносит бизнесмену более трех рублей дохода на госзаказах.

А есть ведь люди, которые крышевали Мастер-банк. Так интересно было бы узнать, кто отважился прикрыться «царским» именем (Игорь Путин), годами ведя масштабный грязный бизнес среди бела дня.