Терри Коике: «Мы намерены выжить», - Терри Коике, президент корпорации Brother Industries

Президент Brother Industries Терри Коике - о домашних швейных машинках, которые шьют без помощи человека, уловках, которые должны заставить людей больше печатать, и принтере для России
М. Стулов/ Ведомости

1979

пришел на работу в Brother Industries в Японии

1982

работал в Brother International Corporation (США)

2000

назначен президентом компании Brother International Corporation

2005

вернулся в Японию исполнительным директором Brother Industries

2007

занял должность президента Brother Industries

Гаджет не должен давить на нос

Еще 10 лет назад Brother Industries начала разрабатывать очки дополненной реальности AirScouter. «В отличие от Google-очков это не потребительский товар, он используется только в промышленности, - говорит Терри Коике. - Они показывают работникам, что им нужно делать». Но про очки для массового потребителя компания пока не задумывается - Коике не очень верит в перспективы гаджета, который постоянно давит человеку на нос.

Brother Industries, Ltd

Производитель офисной техники. Акционеры (данные Bloomberg): 86,7% акций в свободном обращении, крупнейшие инвесторы - State Street (8,45%), Dodge & Cox (7,1%), Nippon Life Insurance (5,03%). Капитализация - $3,32 млрд. Финансовые показатели (1-е полугодие финансового года, завершившееся 30 сентября 2013 г.): выручка - $2,92 млрд, чистая прибыль - $65 млн.

Корпорация Brother Industries в первую очередь ассоциируется со швейными машинками. В 1908 г. житель Осаки Канэкити Ясуи переоборудовал одну комнату в своем доме в мастерскую по ремонту импортных швейных машинок. Предприятие было названо Yasui Sewing Machine, а когда дело унаследовали сыновья, в названии появилось слово «брат» - Yasui Brothers' Sewing Machine. Понадобилось 20 лет с момента основания, чтобы компания выпустила свою первую швейную машинку, и еще два десятилетия, чтобы начать их экспорт.

В 1950-е гг. компания начала эксперименты по диверсификации бизнеса. В музее Brother Industries стоит даже мотоцикл. Компания отказалась от их производства после того, как мотоциклетную фабрику разрушил тайфун. В итоге вторым крупным направлением бизнеса стало производство пишущих машинок, которые до сих пор, к удивлению Коике, пользуются спросом в США.

Компания продолжала эксперименты по новым направлениям деятельности. В 1971 г. был выпущен первый принтер, еще матричный, а сейчас подавляющую часть доходов приносят устройства для печати. Так, многофункциональные устройства (МФУ, как правило совмещают в себе принтер, копировальную машину, сканер и факс) занимают 40% рынка США и Западной Европы.

Но компания по-прежнему ищет новые продукты: пробовала силы в онлайн-караоке (сейчас этот бизнес приносит почти 10% дохода), компьютерных англо-японских переводчиках, электронной «читалке» для просмотра документов. В 2011 г. компания выпустила очки дополненной реальности (нечто вроде Google Glass), в 2012 г. занялась веб-конференциями, в этом году приобрела бизнес по выпуску шестеренок.

Терри Коике рассказывает о современных домашних швейных машинках, которые управляются по WiFi и сами двигают ткань, о будущем принтеров в мире электронных книг и фоторамок и миграции заводов по странам третьего мира.

- Документооборот постепенно переходит в онлайн, люди все активнее пользуются смартфонами, планшетами, электронными книгами. Как чувствует себя рынок принтеров в цифровом мире?

- Рынок принтеров начинает насыщаться. Люди пишут электронные письма, читают с экрана. Мы следим за тем, чтобы наша доля на рынке была достаточно большой, чтобы выжить. Еще мы уделяем все больше внимания развивающимся рынкам, например России, чтобы увеличить здесь нашу долю. Мы поощряем людей печатать все больше и больше.

- Каким образом? Например, у меня множество фотографий, но все они в ноутбуке и смартфоне.

- Вот почему мы встраиваем в наши принтеры возможность получать данные напрямую со смартфонов беспроводным способом. Чтобы стимулировать больше печатать, мы создали на сайте «креативный центр». Там лежат в открытом доступе шаблоны и для бизнеса, и для обычных людей. Например, готовые к печати, только подставь нужные данные, визитки, календари, брошюры, открытки, в том числе рождественские, постеры, приглашения и даже игры вроде судоку.

- У вас есть мобильный принтер - для чего он используется?

- Около шести лет назад мы приобрели этот бизнес у другой японской компании. Это мобильные монохромные принтеры для корпоративных пользователей. Типичный их пользователь - полиция. Протокол заполняется на планшете - и тут же делается бумажная копия для нарушителей или участников ДТП.

- Какова доля компании на рынке принтеров и МФУ?

- В Западной Европе и Северной Америке мы занимаем 40% рынка МФУ и 20-25% - монохромных принтеров. В России же и по тем и по другим устройствам наша доля - около 10% рынка. И мы хотим увеличить ее до показателей США и Европы.

- Кто ваши основные конкуренты?

- НР и Samsung, в России еще сильны позиции Canon и Xerox. У компании Epson стоит отметить сильные позиции в струйной технике.

- Какая рентабельность у Brother Industries?

- В среднем по миру где-то 7-8%.

- А у конкурентов?

- Примерно так же. При этом они тратят в разы больше денег на маркетинг и рекламу.

- А как же утверждение, что без рекламы нет продаж?

- Мы пытаемся быть конкурентными по цене. Поэтому много внимания уделяем себестоимости производства. Уже 20 лет мы выводим производственные мощности в страны, где рабочая сила стоит меньше. Из Японии - в Китай, из Китая - во Вьетнам. А в 2012 г. открыли завод на Филиппинах. Вот почему мы смогли выжить и намерены выжить в будущем.

- Какие принтеры будут в этом самом будущем популярны? Например, 3D-принтеры?

- 3D-принтеры - это очень раскрученная новинка. Но сложный продукт для производства. Тем более что они используют совершенно разные технологии, нет единого стандарта даже для материала, из которого создаются трехмерные фигуры. Так что в ближайшие годы мы не будем выпускать такие принтеры.

- На мой взгляд, в сфере 3D-принтеров сейчас крайне интересное время: идет война форматов, как когда-то между Betamax и VHS, Blu-ray и HD DVD, и можно стать законодателем стандарта.

- У нас нет столько сил (смеется).

- Но отдел НИОКР работает над 3D-печатью?

- Мы работаем над многими идеями. Но до их воплощения - годы.

- А в каком направлении идет работа над принтерами?

- Постоянно улучшаются два ключевых показателя: себестоимость и производительность. Появился производительный струйный принтер для рабочих групп со скоростью печати 100 страниц в минуту. Бизнес в сфере принтеров будет для нас основным еще как минимум 10 лет. Но, конечно, мы расширяем бизнес-портфолио. Например, начали агрессивную маркетинговую кампанию по продвижению сканеров.

- Какие тут предлагаются решения?

- Одна из идей - решение для малого офиса. Сканер умеет считывать стопку визиток, распознает информацию и самостоятельно делает книгу контактов. Точно так же сканер облегчает работу бухгалтеров - сканирует и распознает финансовые документы. А чтобы пользователям было удобнее, мы делаем для них базу данных в облаке.

- Компания все больше внимания уделяет онлайн-сфере. Можете объяснить свою стратегию?

- В первую очередь электронные сервисы развиваются ради удобства клиентов. Я уже рассказывал про креативный центр. А если у потребителей возникают сложности с использованием наших устройств, они могут обратиться в центр решений и найти ответ. С помощью интернет-сервисов мы можем напрямую общаться с потребителями, понимать их нужды. Еще один важный для нас продукт - интернет-конференц-система OmniJoin. В декабре 2011 г. мы приобрели в США компанию Nefsis, которая занималась программным обеспечением для веб-конференций. В скором времени мы планируем начать активно продвигать этот продукт в России.

- Это высококонкурентный рынок?

- Очень конкурентный. Но шаг за шагом мы стараемся усовершенствоваться, чтобы занять стабильные позиции в этом сегменте.

- Какие еще продукты в онлайн-сфере готовит компания?

- Мы не можем говорить о них до запуска. Но мы разрабатываем много продуктов для онлайна. Например, в сфере бухгалтерии и других финансовых сервисов.

- В январе 2013 г. Brother Industries приобрела еще одну компанию, Nissei. В 1942 г. она была основана, чтобы производить шестеренки для швейных машин, выпускающихся вашей корпорацией. Будут ли они производить шестерни и для принтеров?

- Нет, это слишком мелкие детали. Nissey поставляет запчасти для наших швейных и промышленных машин.

- Создается впечатление, что, когда Brother Industries нужен новый бизнес, она покупает компанию с уже готовыми технологиями.

- Да, мы многое покупаем, но многое и изобретаем сами. Например, онлайн-караоке, которое мы разработали около 20 лет назад. Сейчас на японском рынке есть два мощных игрока в этой сфере - мы и Daiichi Kosho. Вообще-то на рынке было около двух десятков фирм, но мы с конкурентом их скупили.

- Много ли прибыли приносит этот бизнес?

- Караоке мы занимаемся только в одной стране - Японии, но в глобальных доходах компании оно занимает 9,7%, это около $500 млн.

- А каков вклад других направлений бизнеса?

- 68% доходов приносят решения для печати. 11,9% - промышленное производство, главным образом станки, 6,6% - швейные машинки и 3,9% - другие бизнесы. В отчетности за этот финансовый год (заканчивается в марте 2014 г.) показатели компании Nissei увеличат доходы от промышленного производства где-то на 4 п. п., доли остальных пропорционально снизятся. Всего же в прошлом году наш оборот составил 5161 млрд иен ($5 490 074 000).

- А в этом году какой будет прибыль?

- Два года подряд мы страдали из-за сильной иены и почти не росли. В этом финансовом году оборот, полагаю, составит около $6 млрд, в том числе из-за ослабления иены, проведенных поглощений и роста продаж. Операционная прибыль должна составить примерно $350 млн.

- Доля разных регионов в продажах Brother Industries постепенно изменяется. В прошлом финансовом году по отношению к позапрошлому выросла доля Америки в продажах - 31,2% против 28%, упала доля Европы - 25,8% против 27,6, практически не изменилась Азия (19,9% против 20,6%), и Япония как была 23%, так и осталась. Почему?

- Эти цифры отнюдь не означают, что продажи в Америке растут, а в Европе падают. Наш бизнес развивается везде, в Северной Америке, Западной Европе и Японии он растет на 2-3%, в Латинской Америке, Океании, Индии, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, в том числе в России, мы закладываем 10-15%-ный рост. А изменения, на которые вы обратили внимание, объясняются просто: меняется валютный курс.

- Есть ли особенности у бизнеса компании в России?

- Мы открыли представительство в вашей стране 10 лет назад. Cейчас печатная техника отгружается сразу с российского склада, а поставки швейных машин происходят только по заказам: сначала заказывается партия, потом она формируется и отправляется в Россию.

- Разрабатываются ли продукты специально для России, с учетом ее особенностей?

- Во всех восточноевропейских странах мы продаем одни и те же модели. Но в этом году создали продуктовую линейку для стран вроде России или Индии. Она компактнее и дешевле. И еще рассчитана на то, что в этих государствах часто используется не стандартная офисная бумага, а более дешевая, с меньшей плотностью. Обычные принтеры ее зажевывают, а этот - нет.

- Какова доля России в продажах компании?

- Около 2%. В основном мы продаем монохромные принтеры, МФУ и швейные машинки. Как ни странно, их рынок растет по всему миру.

- Профессиональных или потребительских швейных машинок?

- Очень перспективен рынок машинок именно для частного использования. Шитье становится все более популярным хобби. Мы заключили контракт со студией Disney, и теперь наши машины умеют вышивать их героев. Достаточно задать программу - машинка сама будет двигать ткань, делать поправку на ее толщину и вышивать, скажем, Микки-Мауса. Чтобы шум от работы вам не мешал, можно поставить машинку в соседней комнате и управлять ею по WiFi. Впрочем, линию, которую нужно прострочить, можно указать и вручную, ультразвуковым стилусом. Найти нужную точку можно с помощью встроенной видеокамеры, дающей увеличенную картинку нужного участка и показывающей точное место опускания иглы. Как будет выглядеть готовое изделие именно на данном куске ткани, можно заранее рассмотреть на экране. В будущем у людей будет в облаке файл для хранения изображений и достаточно будет выбрать рисунок - и машинка сама нанесет его на ткань, по желанию обрежет и обметает, так что аппликацию можно будет нашить на одежду.

- В 2012 г. Brother Industries закрыла производство пишущих машинок в Великобритании. Эти механизмы окончательно ушли в прошлое?

- Мы до сих пор их производим. В Малайзии. К нашему удивлению, крупнейший рынок пишущих машинок - США.

- Почему?

- Я не знаю. Разве что люди пытаются печатать на бумаге нестандартного размера или плотности, которую с трудом переваривают принтеры, или же печатают вручную из соображений безопасности.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)