От редакции: Политик и католик

Д.Гришкин/ Ведомости

Запланированная на сегодня встреча Владимира Путина с папой римским может стать более неожиданным и менее формальным событием, чем кажется на первый взгляд. У каждой из сторон есть для этого свои резоны.

Путин три раза встречался с главой католической церкви, и всякий раз это были скорее жесты вежливости. После опрометчивого приглашения Михаилом Горбачевым Иоанна Павла посетить Россию российские президенты стараются не касаться главного вопроса, которому, по идее, должны быть посвящены подобные встречи, - положения российских католиков и межконфессионального диалога. Это понятно: православная церковь считает Россию своей «канонической территорией» и предпочитает ограничивать общение с Римом формальными шагами.

Но в последнее время Ватикан приобретает для российских властей особый, чисто политический интерес с учетом курса на традиционные ценности, взятого Россией. Несмотря на имидж реформатора и чуть ли не либерала, папа недвусмысленно выступает за традиционную семью и против однополых браков. И даже в его политических высказываниях можно заметить не свойственное западным либералам критическое отношение к «арабской весне», которая спровоцировала в числе прочего сильнейшую за последние годы волну гонений на местных христиан.

Ватикан и Россия неожиданно нашли общий язык накануне встречи G20 в сентябре, когда папа направил Путину, председательствовавшему на саммите, письмо с просьбой найти мирный путь решения сирийского конфликта. О том, что за действиями папы внимательно следят в Москве, говорит хотя бы то, что несколько дней спустя, в годовщину 11 сентября, патриарх Кирилл обратился с подобным письмом к Бараку Обаме.

Но позиции двух лидеров могут сближаться и по соображениям более общего характера. От Франциска, первого в истории папы-неевропейца, ожидают значительно большей, чем раньше, ориентации на Латинскую Америку, Африку, Ближний Восток и Азию вместо Европы. Владимира Путина, старающегося разыгрывать карту посредника между Западом и Востоком, это не может не интересовать.

Впрочем, близость позиций во многом иллюзорна. Папу интересует не столько политика, сколько жизнь и свобода католиков во всем мире, и его внимание к Востоку вовсе не означает недружелюбия к Западу. Франциск, переживший годы правления аргентинской хунты, едва ли склонен идеализировать диктатуру и прекрасно понимает, как важны политические свободы.