Смотритель за проектами

Одобренные президентом транспортные проекты будут под особым конт­ролем. Проследит за ними специальная группа под руководством его помощника Игоря Левитина
Д.Абрамов/ Ведомости

Сегодня состоится первое заседание транспортной рабочей группы президентского экономического совета, рассказали три человека, знакомые с повесткой. Это подтвердил представитель «Автодора». Пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову о заседании не известно: это рабочее мероприятие без участия президента.

Надежный помощник. Игорь Левитин

Помощник президента. До прихода в Минтранс Левитин работал в «Северстальтрансе». После того как владелец «Северстали» Алексей Мордашов продал долю в компании, группа была переименована в «Н-транс». Топ-менеджеры «Н-транса» Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов вместе с Аркадием и Игорем Ротенбергами через Marc O'Polo Investments владеют 38,6% «Мостотреста». Эта компания участвует в большинстве действующих проектов платных дорог, в частности построит и будет обслуживать три из трех уже выставленных на конкурс секции платной трассы М11 Москва - Санкт-Петербург.

Президент Владимир Путин учредил группу в конце октября. Ее основная задача - мониторинг транспортных проектов, которые реализуются по поручению президента. О результатах мониторинга она будет докладывать президенту, сможет направлять рекомендации ведомствам. Руководить группой будет помощник президента Игорь Левитин, с 2004 по 2012 г. возглавлявший Минтранс (см. врез). Министр транспорта Максим Соколов - заместитель руководителя группы.

Первое заседание посвящено Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД), рассказали собеседники «Ведомостей». Сергей Кельбах, предправления ответственного за ЦКАД «Автодора», примет участие в заседании и сообщит о ходе реализации проекта, подтверждает представитель госкомпании. Представитель Минтранса информацией о заседании группы не располагает.

ЦКАД - один из проектов, на котором Путин решил опробовать механизм инвестирования в инфраструктуру средств фонда национального благосостояния (ФНБ). До этого денег на проект не хватало: до 2020 г. «Автодор» рассчитывал построить лишь треть дороги. Чтобы получить средства ФНБ, «Автодор» придумал, как построить ЦКАД быстрее и дешевле.

Новое кольцо должно быть построено к концу 2018 г., стоимость его четырех секций - 300 млрд руб. Из бюджета потребуется 74 млрд руб., примерно столько же вложат частные инвесторы, а еще 150 млрд «Автодор» получит из ФНБ. На деньги ФНБ будут выкуплены облигации «Автодора» (срок - 11-28 лет, доходность - инфляция плюс 1%). Выплата купона начнется с 2022 г. - деньги будут возвращаться за счет платы за проезд (большая часть кольца будет платной).

Выделение средств из ФНБ в конце ноября одобрило правительство. В тот же день оно утвердило и критерии проектов, в которые в будущем могут быть вложены средства ФНБ, - более жесткие, чем для ЦКАД. Например, доля средств ФНБ не может превышать 40% от стоимости проекта, а ЦКАД обеспечена финансированием из ФНБ на 50%. Решение принималось директивно, нужен был пилотный проект, говорит человек, участвовавший в обсуждении проекта. Проект ЦКАД очень хорошо проработан, его поддержали все ведомства, замечает человек, близкий к «Автодору». ЦКАД хвалил и министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Финансировать строительство вызвался Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Гендиректор фонда Кирилл Дмитриев говорил, что РФПИ и соинвесторы готовы вложить до 60 млрд руб. (около 80% необходимого частного финансирования). ЦКАД заинтересовались и арабские фонды.

«Автодор» готовит территорию под строительство, в ноябре первый участок ЦКАД был выставлен на конкурс. Инвесторам предложена 50-километровая секция к юго-западу от Москвы, стартовая стоимость - 52,4 млрд руб., по долгосрочному инвестиционному соглашению частник должен вложить лишь 6,77 млрд руб.

Такое соглашение далеко от государственно-частного партнерства (ГЧП), признает человек, близкий к Минтрансу. Доля частных инвестиций низкая, продолжает он, но главное преимущество ГЧП - привлечение долга на баланс проектной компании, а не государства. «Автодору» стоит переводить все свои инвестпроекты на модель реального ГЧП, а не долгосрочных инвестсоглашений с 10% частных инвестиций, считает собеседник «Ведомостей»: денег на инфраструктуру в бюджете все меньше.

Создание рабочих групп для решения определенной проблемы часто свидетельствует о неэффективности госорганов, которые должны ею заниматься, замечает доцент кафедры госуправления РАНХиГС Павел Кудюкин. Комиссии и рабочие группы множатся, но проблемы не решаются, говорит гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. Зато такая группа может упростить жизнь лоббистам, рассуждает он: понятно, где центр принятия решений.