От редакции: Монопольный спорт

Reuters

Предложение группы сенаторов запретить естественным монополиям финансировать профессиональные спортивные команды вряд ли будет реализовано. Против законопроекта выступило большинство заинтересованных сторон и глава профильного думского комитета по физкультуре и спорту Игорь Ананских (см. статью на стр. 11). Тем не менее инициатива известного в прошлом хоккеиста Вячеслава Фетисова и его коллег заставляет задуматься об экономике отечественного спорта и способах его поддержки крупным бизнесом.

Помощь крупных компаний, в том числе естественных монополий, командам, федерациям и отдельным соревнованиям - мировая практика. Без нее развивать спорт было бы затруднительно. Французская железнодорожная компания SNCF, аналог отечественной РЖД, спонсировала французские футбольные и волейбольные клубы. Electricite de France (EdF), монополист в электроэнергетике, - спонсор национального чемпионата по футболу и федерации плавания. EdF и SNCF также поддерживают одаренных спортсменов, в том числе паралимпийцев. Английская British Gas, пишет FT, поддерживала федерацию плавания. Это долгосрочные контракты на миллионы евро и фунтов стерлингов.

Ключевое отличие российских инвесторов в спорт в том, что они либо не раскрывают своих спортивных расходов, либо дают общую цифру. У госкомпаний не только спонсорские контракты, но и владение долями в клубах, недвижимостью, расходы на покупку звезд. Ни спонсорство, ни инвестиции в спортклубы не дают какого-либо бизнес-эффекта, по сути, госкомпании в данном случае инвестируют в убыточный бизнес, а главный акционер - государство терпеливо на это смотрит.

Для компаний это «социальная ответственность» - государству нужно обеспечивать зрелища болельщикам и хорошо выглядеть на мировой спортивной арене. Акционер таким образом оправдывает вложения в развитие некоего бизнеса - непрофильного, непрозрачного, явно большого и неэффективного. Для топ-менеджеров компаний владение знаменитыми командами и их достижения - вопрос престижа. Но не только - это необходимое условие быть «своим» в экономике, где все зависит от госконтрактов.

Для топ-менеджеров спорта главным методом работы становятся связи с властями, а не с болельщиком-обывателем, которого раздражает одновременный рост сумм контрактов с футболистами и рост сумм в коммунальной платежке. Он забудет об этом перед телевизором - но не пойдет на стадион и не купит билет на матч, не принесет выручку клубу и рекламную отдачу спонсору.