Винс Кейбл: «Мы не националисты», - Винс Кейбл, министр по делам бизнеса Великобритании

Почему Великобритания не боится притока русских, которые приезжают в страну жить и работать, рассказывает министр по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования Великобритании Винс Кейбл
Винс Кейбл, министр по делам бизнеса Великобритании/ М. Стулов/ Ведомости

- Вы обсуждали возможные варианты сотрудничества между «Росатомом» и «Роллс-ройсом». У этой кооперации может быть большое будущее?

- Главным образом они связаны с регулированием. Кстати, сейчас никто не упоминал это с российской стороны, но мы подписали соглашение с Альфа-банком: будет финансировать экспорт британских компаний, которые инвестируют в России (кредитная линия - 50 млн фунтов стерлингов. - «Ведомости»). Некоторые российские банки являются довольно хорошими и обеспечивают профессиональный сервис.

- Не могу сказать, какие у компании бизнес-планы. У BP, как и у Shell, довольно смешанный опыт работы в России: были плохие моменты, но получался и вполне успешный бизнес. Мне кажется, BP планирует расширять деятельность в России. Они довольны партнерством с «Роснефтью».

- В прошлый раз вы говорили о том, что российская сторона хотела вдохновить вас на участие в проекте «Сколково». Им в итоге удалось вас увлечь?

1974

первый секретарь по дипломатическим вопросам в МИД Великобритании

1976

специальный советник министра торговли и промышленности Великобритании

1990

начал карьеру в Shell, с 1995 г. - главный экономист Shell

2006

заместитель председателя либерально-демократической партии

2010

министр по делам бизнеса, инноваций и профобразования

Британцы в России

ВР принадлежит 19,75% «Роснефти». Shell владеет 25% плюс 1 акция «Сахалин энерджи» (проект «Сахалин-2»). Unilever принадлежат маргариновый завод в Москве, соусная, чаеразвесочная и парфюмерно-косметическая фабрики в Санкт-Петербурге, завод по производству пищевых концентратов и завод по производству мороженого в Туле, а также завод по производству мороженого в Омске. Общий объем инвестиций в российскую экономику - около 1 млрд евро. В собственности British American Tobacco две табачные фабрики - БАТ-СПб в Санкт-Петербурге и БАТ-СТФ в Саратове. Общий объем инвестиций в российскую экономику - более $1 млрд.

Предрассудков в отношении российских компаний в Лондоне нет, утверждает старейшина британской политики - министр и член парламента Винсент Кейбл. Засилья русских на Туманном Альбионе не видно - по крайней мере, на улицах это не бросается в глазах, признает он. Разбирательства же российских олигархов в лондонских судах - хорошая реклама для англосаксонской системы права. Кейбл привез в Москву очередную делегацию британского бизнеса, чтобы вдохнуть новую струю в российско-британское деловое сотрудничество. Поразившие три года назад пробки в Москве на этот раз оказались не столь убийственными, но до аэропорта министр предпочел поехать на электричке, а насколько были оправданны масштабные расходы на Олимпиаду в Сочи, покажет то, удастся ли городу стать курортом мирового уровня.

- В Лондоне все больше и больше русских. Вас это не пугает?

- Когда идешь по улице, этого не видно - невозможно определить, являются ли прохожие русскими или нет. В Лондон действительно приезжает много российских туристов, и множество компаний работает там. Это нормальные люди и обычный бизнес, ничего плохого.

- В прошлом году Лондон потрясли громкие судебные разбирательства между российскими олигархами. Вы не ждете, что таких разбирательств станет больше?

- Конечно, очень странно выглядело, когда люди тратили множество миллионов фунтов для того, чтобы устроить разбирательства в суде. Но это хорошая реклама для судебной системы Великобритании. Это подтверждает ее репутацию, справедливость и прозрачность и то, что процессу в Лондоне люди доверяют.

- Почему они пошли именно в лондонский суд, как вы считаете?

- Наверное, они хотели получить независимое суждение. Это третейское решение.

- Во многих странах русских критикуют за то, что они активно скупают недвижимость и взвинчивают цены.

- Я не виню русских за бум цен на собственность в Лондоне, цены взвинчивают на самом деле не они, а скорее покупатели из Юго-Восточной Азии.

- Из Китая?

- Из Гонконга.

В связке с правительством

- В 2010 г. вы привозили в Россию самую большую делегацию британского бизнеса, чтобы подстегнуть торговлю между странами, сейчас вас сопровождает более 30 компаний. Как чувствует себя британский бизнес в России?

- Торговля нарастает, экспорт в 2009-2012 гг. [вырос] на 75% до 7,6 млрд фунтов стерлингов. Это хорошо. Россия - четвертый рынок для Великобритании после Евросоюза, США и Китая. Стало больше инвестиций в обоих направлениях. Так что большой прогресс. Мы увеличили долю на российском рынке и продолжаем увеличивать. Много фундаментального сделано для двустороннего расширения активности компаний. Несколько компаний получили хорошие контракты в рамках подготовки Олимпийский игр в Сочи и несколько контрактов, возможно, будет заключено в будущем под чемпионат мира по футболу в 2018 г.

- Получается, бизнесу нужна поддержка на правительственном уровне на новом рынке. Как вы им помогаете?

- Если есть какие-то проблемы и они не могут их решить самостоятельно, они могут адресовать их российскому правительству через меня.

- Британский бизнес на этот раз нацелен на участие в чемпионате мира по футболу в России в 2018 г.?

- Из 30 британских компаний, которые приехали в Москву, девять занимаются бизнесом, связанным со спортивными мероприятиями, дизайном, обеспечением безопасности, - т. е. это профессионалы, которые знают, что надо сделать для обеспечения и проведения высококлассных чемпионатов. У части компаний уже есть хорошие контакты в России - и, может быть, из этого получится хороший бизнес.

Интерес в России

- Что больше привлекает британские компании в России? Хорошие прибыли или освоение нового рынка?

- И то и другое. Просто у нас есть многое, что мы можем предложить. Британцы провели очень хорошую Олимпиаду в Лондоне - уложились в бюджет и установленные сроки. В Великобритании есть огромный опыт проведения чемпионатов высшей лиги, опыт строительства спортивных сооружений высококлассного уровня и опыт организации собственно мероприятий. Великобритания хорошо справилась с подготовкой Олимпийских игр в Лондоне.

- Вы знаете, во сколько России обошлась подготовка Олимпиады?

- По-моему, это какая-то ошеломляющая сумма - около $50 млрд, мне кажется.

- Верно, 1,5 трлн руб.

- Мы истратили на Олимпиаду в Лондоне 10 млрд фунтов cтерлингов, это где-то $12 млрд, и четверть расходов из этой суммы ушла непосредственно на проведение собственно Игр.

- Российские расходы на Олимпиаду не кажутся экстраординарными?

- Я не хотел бы критиковать. В случае Олимпиады-2014 есть спе-цифические факторы, связанные именно с городом. Главная цель - превратить Сочи в крупный курорт международного уровня. Потребуются годы, чтобы понять, удалось добиться этой цели или нет.

«Сланцевый газ не чудо»

- Эти компании уже совместно работают в третьих странах. У них есть проекты в Турции, Чехии и других странах. Мы считаем, что у «Росатома» есть все возможности, чтобы сыграть значительную роль в развитии энергетики в Великобритании и реализации проектов по использованию атомной энергии.

- Почему вы возлагаете такие надежды на российскую компанию?

- У нас нет предвзятости относительно национальностей компаний. Мы, например, уже используем финансирование китайских компанией, это вызывало гораздо больше дискуссий. Нет, мы не националисты и никакого предубеждения в отношении российских компаний у нас нет. Если «Росатом» предлагает безопасный проект, который выглядит привлекательно и финансово, мы счастливы воспользоваться этой возможностью.

- Но «Росатому» придется бороться за проекты с другими сильными мировыми игроками в ядерной энергетике. Кто является главным конкурентом российской компании?

- Да, конкуренция есть. Главные претенденты - Япония, США, Франция и Россия. Но мы не видим никаких причин, почему Россия не может участвовать.

- У Великобритании есть серьезное намерение развивать ядерную энергетику?

- Да, мы приняли принципиальное решение примерно месяц назад, что страна будет развивать ядерную энергетику. Мы ничего не делали в этом направлении на протяжении многих лет. Многие люди обеспокоены развитием АЭС после аварии на «Фукусиме» в Японии. Некоторые страны, в том числе Германия, приняли решение свернуть развитие атомной энергетики. В Великобритании, и в том числе в моей партии, шли большие дебаты относительно того, стоит ли развивать атомную энергетику или нет. Но в итоге было решено, что мы должны ее развивать, обеспечивая безопасность проектов, и что при их реализации не будут использоваться государственные субсидии.

- А как же сланцевая революция? Многие сейчас делают ставку на эти ресурсы. А Великобритания?

- Сланцевый газ - это не чудо. Здесь тоже есть много проблем. В Северном море есть довольно много месторождений нетрадиционных ресурсов, которые осваивались и будут осваиваться. Может быть, мы будем использовать сланцевый газ, но он не является фактором, кардинально меняющим правила игры. Мы считаем, что нам нужно использовать и атомную энергетику, и газ и, конечно, развивать альтернативную энергетику, например ветровые генераторы.

Российские компании недовольны

- В ваш прошлый приезд на межправительственной комиссии стоял вопрос о проблемах российских финансовых компаний в Великобритании. Россияне жаловались британским коллегам на то, что FSA ограничивает работу в Великобритании структур «Альфа-групп», в частности инвестфонда Pamplona (управляет зарубежными активами владельцев группы). На несправедливые ограничения FSA жаловался и президент ВТБ Андрей Костин. «Надеюсь, нам не придется прибегнуть к средствам, которые бы ухудшили условия деятельности британских финучреждений в России, а, наоборот, пойдем на улучшение условий работы ВТБ в Лондоне», - говорил тогда Владимир Путин.

- У британских компаний до сих пор есть проблемы в России. Это не обсуждалось в этот раз. У нас было несколько часов переговоров в Москве с министерствами и банками, и никто из них не поднимал вопрос доступа российских банков на британский рынок. Если и была проблема, ее больше нет.

- Какие проблемы у британских финансовых структур в России?

- Вы сказали, что у британских банков до сих пор проблемы. Они могут быть решены?

- Вопросом занимается The CitiUK.

- Лондон всегда сильно привлекал российский бизнес. Но сейчас конкуренция между юрисдикциями увеличивается, часть из них предлагает льготы, чтобы получить больше компаний на своей территории. Вы собираетесь предложить что-нибудь? Не опасаетесь исхода российского бизнеса из Великобритании из-за высоких налогов?

- Мы не считаем, что в Великобритании особенно высокие налоги. Если говорить об уровне корпоративного налога - у нас сейчас самая низкая ставка среди стран G7. Если говорить о подоходном налоге, то его верхняя планка - 45%, это намного ниже, чем, например, во Франции или Германии.

- Между Великобританией и Францией всегда существовала особенная конкуренция. Не думаете, что это приведет к перемещению бизнеса?

- Мы являемся частью единого рынка, мы согласились ввести общее регулирование, но у нас нет общих принципов налоговой политики. Мы не верим в единую налоговую политику стран.

Помощь для бизнеса

- Вы предлагаете какие-нибудь льготы для малого и среднего бизнеса, чтобы сделать Великобританию более привлекательной для предпринимателей?

- Конечно, у нас есть стратегия развития малого бизнеса. Я рассказывал о некоторых ее деталях на встрече с [первым зампредседателя правительства Игорем] Шуваловым, поскольку он проявил интерес и хотел бы ввести похожую систему в России. Главные принципы - доступ к капиталу для компаний. У нас работает система банков, где можно получить капитал, которые выступают спонсорами, есть система поддержки инноваций, повышения профессионального уровня, есть специальные ставки налога для малых компаний. Мы понимаем важность развития малого и среднего предпринимательства, и мы стараемся делать британскую экономику более привлекательной для бизнеса.

- Вы говорили с Шуваловым о приватизации «Роснефти». Он публично пригласил британских коллег поучаствовать в будущей приватизации крупнейшей нефтяной компании. BP заинтересована?

- Они заинтересованы в увеличении активности в России?

- Их прошлый опыт не обескуражил их, у них хорошие отношения здесь - и они заинтересованы в расширении бизнеса в России.

- Когда я здесь был в прошлый раз, «Сколково» еще было скорее просто идеей, сейчас это уже более продвинутый проект. Не так давно мы обсуждали с российскими учеными, которые работают в Великобритании, что они хотели бы сотрудничать со «Сколково». У британского бизнеса есть заинтересованность, но российское правительство не проявляет особенной активности в подталкивании такого интереса и его стимулировании.

Идеи будущего

- А как у вас обстоят дела с инновациями? Насколько Великобритания конкурентна именно как инновационная экономика?

- У британцев в прошлом была репутация, что они сильны в изобретениях, но не в их внедрении и коммерческом использовании на национальном уровне.

Это меняется. У нас есть система, которая поощряет инвестиции в исследования и разработки (R&D), организованы специальные инновационные центры, которые сфокусированы на коммерческой стороне внедрения разработок.

- Какой будет Британия будущего - можете обрисовать? Машины без двигателей, бензина, скоростные поезда, например?

- Здесь надо быть аккуратным. Многие идеи разрабатываются, не всегда они получают практическое применение, но вносят вклад в прогресс. Когда я был студентом, я развозил молоко, чтобы подработать, и я делал это на электромобиле. Это было около 50 лет назад. И с тех пор никакого прорыва в разработке электромобилей не произошло. Это все еще на уровне идеи. Задумайтесь, за целых 50 лет никакого прогресса. Так что иногда большие и прекрасные идеи не находят воплощения в жизни. Да, мы опробываем сейчас эти новые электромобили. У нас есть много разных интересных проектов, которые мы разрабатываем, и эксперименты. На улицах города Милтон-Кинс в 2015 г. появятся автомобили без водителей - робокары.

- В ОПЕК спокойны относительно будущего автомобильного рынка, считая, что транспорт останется главным рынком сбыта для нефти. Вам создание дешевого народного электромобиля кажется сумасшедшей идеей?

- Нет, это не сумасшедшая идея, это проект, хотя на практике идеи могут реализоваться в другом направлении.

- В прошлый раз в Москве вас поразили пробки. Как сейчас - хуже?

- На этот раз нам повезло: все оказалось не так плохо. Я впервые побывал в России 50 лет назад, здесь вообще не было машин на дорогах. Тогда меня это действительно поразило: на дорогах были одни грузовики и автобусы и несколько черных «ЗиЛов» ехало в Кремль. Сейчас в Москве много машин и много британских автомобилей, что радует. И есть множество городов, в которых ситуация гораздо хуже, чем в Москве.

- Да, Дели. Вы, кстати, едете в Индию после России. Индийская экономика более интересна, чем российская?

- Россия занимает 4-е место на зарубежных рынках Великобритании и обгоняет Индию. Эти рынки совсем разные, у России другая роль и другое место. Мы приветствуем российские компании в Великобритании.