Ryanair может полететь по России

Крупнейший европейский лоукостер Ryanair получил разрешение на полеты в Москву и Санкт-Петербург. Но начинать полеты пока не планирует
Ryanair прорабатывает возможность открыть полеты больше чем из 100 европейских аэропортов/ S. Dawson/ Bloomberg

С внушительным отрывом. 79,7

миллиона пассажиров перевезла в прошлом году Ryanair

58,4

миллиона пассажиров перевез ее ближайший конкурент - британская ЕasyJet, свидетельствуют данные компаний

Росавиация опубликовала ноту МИД Ирландии, из которой следует, что Ryanair сможет выполнять рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в Дублин и обратно. Ryanair сможет начать регулярные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты с конца марта 2014 г., когда начнет действовать летнее расписание IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта). Пока готовятся документы по конкретизации программы, Росавиация еще заявки не получала.

Ryanair ведет переговоры с несколькими российскими аэропортами об открытии прямых маршрутов из Дублина, но говорить о каких-либо точных датах начала полетов пока преждевременно, сообщил «Ведомостям» глава отдела по связям с общественностью перевозчика Робин Кили. «Мы всегда встречаемся с представителями аэропортов, которые заинтересованы в привлечении на свой рынок нашей компании, способной обеспечить самые низкие тарифы», - указывает он. По его словам, сейчас Ryanair прорабатывает возможность открытия новых маршрутов более чем из 100 европейских аэропортов, поэтому конкуренция достаточно жесткая, но авиаперевозчик «всегда открыт для новых перспективных вариантов».

В России Ryanair вряд ли серьезно потеснит существующих лидеров, но в перспективе вполне сможет потягаться с уже работающими на российском рынке лоукостерами, считает управляющий директор Kayak (сервис по поиску билетов и гостиниц) по России и СНГ Андрей Вербицкий. Из-за бюджетного уровня обслуживания и продолжительности стыковочных рейсов Ryanair нацелена на другую категорию путешественников, чем крупные перевозчики, предлагающие прямые перелеты, объясняет он. «Практика демонополизации рынка показывает, что даже в ситуации прихода новой лоукост-авиакомпании на рынок прирост трафика на ближайших направлениях (в этом случае, например, Лондон или Париж) может составить порядка 35%. Однако, учитывая агрессивное поведение Ryanair на рынке, эффект может быть и больше», - цитирует «Прайм» руководителя аналитического отдела "Авиапорта" Олега Пантелеева.

EasyJet (начала полеты между Россией и Великобританией в марте 2013 г.) сейчас более интересна для российского рынка, так как она летает в Лондон, уверен Вербицкий. Дублин как направление сейчас не так популярен, но он может использоваться для пересадки на другие рейсы в Западной Европе, продолжает он. По мнению Пантелеева, в Петербурге эта авиакомпания может взять часть пассажиров, которые пока летают через Хельсинки.

Учитывая агрессивную ценовую политику Ryanair, их перелеты будут одними из самых дешевых (как минимум, номинальные цены), указывает Вербицкий, но опытные путешественники знают, что в случае с лоукостерами (и с Ryanair, в частности) нужно быть крайне бдительным - предлагая низкую цену на перелет, перевозчики-дискаунтеры не включают в стоимость билета традиционные сервисы, продавая их потом как дополнительные услуги. Так, онлайн-регистрация может стоить до 6 евро, а распечатка посадочного талона в аэропорту - до 60 евро за каждый отрезок пути, также потребуются дополнительные расходы за внесение изменений в билет, за выбор удобного места в салоне и за напитки на борту, при оплате кредитной картой комиссия составит примерно 2% от стоимости билета, перечисляет он. Таким образом, стоимость «дешевого» билета может вырасти на значительную сумму по отношению к базовой цене, резюмирует эксперт.

Наиболее вероятным аэропортом базирования Ryanair в Москве Пантелеев считает «Домодедово». Его официальный представитель подтвердил, что переговоры с авиакомпанией велись, но об их результатах он ничего не сообщил.

Ryanair - крупнейший европейский лоукостер. Сейчас авиакомпания выполняет 1600 перелетов ежедневно и летает в 22 страны. В прошлом финансовом году, который завершился 31 марта, этот перевозчик закупил 15 самолетов, увеличив свой авиапарк до 305 машин, и открыл семь новых баз в Греции, Нидерландах, Марокко, Польше и Хорватии. В мае 2013 г. компания заявила о росте годовой прибыли после вычета налогов на 13% до 569 млн евро. Годовая выручка перевозчика составила 4,88 млрд евро.