Кощунство юбилея

Театр на Таганке начал юбилейный год выставкой Ксении Перетрухиной. Открытие обернулось скандалом
Анатолий Васильев - важный участник истории Таганки: именно здесь он выпустил великое «Серсо»/ Юлия Люстарнова

В ночь накануне открытия на экспонатах появились надписи черным маркером: «Ни одной новой мысли», «Марадеры! Вон из театра!», «? Не Достаток ума» (авторская орфография сохранена). Скандал, продолжившийся на открытии, отмечен особым абсурдом - в отличие от типовых конфликтов «архаистов» и «новаторов» на этот раз совсем уж непонятно, какие традиции намерены защищать артисты, до того разругавшиеся с легендарным худруком: как известно, театр собирается встречать 50-летний юбилей без Юрия Любимова, который покинул свой пост в 2011 г.

Тем не менее в мае 2013 г. было объявлено о создании «Группы юбилейного года» - коллектива выпускников Школы театрального лидера: критиков, историков театра, продюсеров, режиссеров и художников во главе с только что получившими «Золотую маску» режиссером Дмитрием Волкостреловым и художницей Ксенией Перетрухиной. Группа занимается архивной работой и готовит выставки и спектакли, посвященные истории Театра на Таганке, которые будут идти параллельно основному репертуару.

Программу «Группы юбилейного года» открыла выставка Ксении Перетрухиной «Попытка альтернативы». Временно освободив фойе от афиш, фотографий и фикусов, блокировавших задуманный здесь Давидом Боровским «прострельный» свет, художница разместила по стенам тексты участников группы, подкрепленные цитатами из художников и философов (от Годара до Ханса-Тиса Лемана, от Йозефа Бойса до Елены Петровской). Тексты самые разные - о параллелях истории театра и истории страны, о протесте против иерархических структур, о людях за сценой - реквизиторах, техниках, гримерах, о зрителях, стоявших в очередях за билетами. Ряд хрестоматийных портретов, которыми увешана черная стена фойе, - Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд, Брехт - продолжен пустой рамкой с вопросительным знаком.

Перетрухина задумала диалог с театральным мифом. «Что такое вернуться к идеям ранней Таганки? Вспомнить про урны для голосования в «10 днях, что потрясли мир» и тотальные инсталляции Боровского с их активным вовлечением зрителя в действие. Про традиции площадной культуры и про театр как место легализованной демонстрации. Вспомнить и затем инициировать актуальные сегодня художественные процессы, снова сделать Таганку местом дискуссий и общественных дебатов», - гласила одна из надписей.

Общественные дебаты в традициях площадной культуры начались прямо в вечер открытия.

В Москве существуют два параллельных театральных мира. Друг другу они кажутся вымышленными, и в точках их соприкосновения обычно искрит.

Неграмотные надписи, нацарапанные рядом с текстами Перетрухиной, выглядели прямым ответом на ее работы - совершенно в духе наивных практик арт-вандализма. Иные реплики выглядели даже концептуально: «Здесь я устала вас читать».

Начатый в письменной форме диалог был продолжен на открытии экспозиции во весь голос. Хотя проект был одобрен худсоветом театра, актеры обвинили авторов выставки в «кощунстве» и «оскорблении чувств». Идеологические клише и бытовые вопросы смешались в головах недовольных. Словосочетания «духовные ценности» и «народ России нашей» звучали в одном ряду с требованиями увеличения зарплат. Актриса Татьяна Сидоренко надрывно вспоминала о том, как Путин смотрел спектакль «Высоцкий».

«Группа юбилейного года» и представители московского департамента по культуре выслушивали упреки молча. Но диалог состоялся. Ксении Перетрухиной удалось вписать производственный конфликт в контекст выставки и сделать всех зрителей его участниками. А наутро у дверей театра собрались иностранные журналисты. На Таганку вернулась политика.