Истории успеха: Может ли бизнес управлять госучреждением?


Дело за малым

Виталий Сурвилло, вице-президент, «Деловая Россия»: У меня вопрос. Почему у нас такой акцент делается на малый и средний бизнес? Мы боимся, что большой бизнес загубит социальную сферу? Лев Якобсон, первый проректор ВШЭ: Крупный не очень в эту сферу идет. А там, куда хочет прийти, приходит. Он может сам за себя постоять и пробить себе дорогу, а вот среднему и малому инвестору помощь действительно очень нужна. Он утыкается в массу ограничений. Татьяна Нестеренко, первый замминистра финансов: Я хотела бы добавить. Государство должно регулировать не деятельность различных форм собственности, а сферу деятельности.

В дорожной карте есть мера по передаче в управление бизнесу государственных учреждений. Идея революционная, но смысл ее мне как юристу не до конца понятен.

В рамках повышения эффективности управления имуществом мы решаем задачу управления имущественным комплексом или финансовым потоком. Государственное учреждение в данном случае - это всего лишь форма выполнения государством своих функций, и целью этого юридического лица не является получение прибыли. Имущество госучреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, то есть законодательно установлен ряд ограничений, в отличие от других коммерческих юридических лиц. Сложно представить, каким образом коммерческая организация, целью которой является получение прибыли, будет вовлечена в процесс управления имуществом юридического лица, цель которого - не получение прибыли, а выполнение определенных нормативно определенных задач, функций.

Но в дискуссиях такого рода, когда смысл бывает не очевиден, я всегда вспоминаю слова Шопенгауэра: «Истина рождается как ересь и умирает как предрассудок». Пока я рассматриваю это как предрассудок, но, возможно, через некоторое время мы будем об этом говорить как об очевидных вещах. Но в этом случае необходимо будет сделать так, чтобы у гражданина было понимание: должен ли он платить за конкретную услугу и, если должен, то в каком объеме и почему.

Решая задачу повышения эффективности деятельности госучреждений, необходимо еще раз подчеркнуть, что цели госучреждений и коммерческих организаций прямо противоположны. Это заложено в их разделении на коммерческие и некоммерческие организации. В связи с чем и возникает определенное противоречие в понимании и возможности реализовать такие предложения.